Украинская правда

Министр обороны или продаж?

Вероятно, перед Лебедевым поставлены иные задачи, чем укрепление обороноспособности Украины. Распродажа военного имущества явно вышла на первый план. Оставив на голодном пайке свою армию, чью армию собирается кормить украинская власть в недалеком будущем?

В новом правительстве большинство "денежных" постов отошло представителям "Семьи" президента.

Впервые нарушено негласное равновесие между олигархами "старой волны" и "младореформаторами" - друзьями старшего сына главы государства Александра Януковича.

Министры, которых по старинке связывают с Ринатом Ахметовым, на самом деле уже давно работают на "Семью".

Однако несколько персоналий в новом правительстве, на первый взгляд, не поддаются анализу. В частности, это министр обороны Павел Лебедев.

"Экономическая правда" проследила биографию нового министра обороны и последние события, связанные с управлением имуществом армии.

Сделанный анализ вызывает сильные подозрения, что новый министр будет заниматься распродажей "излишков" армейского и флотского имущества. Вполне может быть, что действовать он станет в интересах все той же "Семьи".

Человек Юрушева?

Павел Лебедев родился 12 июля 1962 года в селе Новомихайловское Туапсинского района Краснодарского края России. В 1984 году окончил Ярославское высшее военное финансовое училище.

С 1984 года по 1992 год служил в Черновицком гарнизоне заместителем и начальником финансовой службы различных воинских частей.

С началом перестройки Лебедев ушел в бизнес. В 1992-1999 годах работал председателем ассоциации "Цель", в ООО "Легтех", на кожгалантерейной фабрике "Престиж-интер" в Черновцах.

В 1999-2002 годах нынешний министр трудился финансовым директором государственной акционерной кампании "Титан" в Армянске, Крым.

Избирался депутатом Черновицкого городского совета, где занимал должности председателя бюджетной комиссии и председателя приватизационной комиссии.

Связка "Черновцы-Армянск" наводит на ассоциации с известным бизнесменом Дмитрием Фирташем. Как известно, украинский газовый и химический олигарх начинал свой бизнес в Черновцах, а в конце 1990-х начал "завоевывать" предприятия химпрома. Пересеклись ли тогда их пути, сказать невозможно.

А вот связь Лебедева с самым таинственным из украинских олигархов Леонидом Юрушевым доказать можно. Киевлянам этот бизнесмен известен как строитель гостиниц "Интерконтиненталь" и "Фэермонт", а также как соинвестор офисного комплекса "Леонардо" - строил вместе с Ринатом Ахметовым.

Также до выкупа немецким Commerzbank Юрушев являлся владельцем банка "Форум". Сегодня банк контролирует Вадим Новинский.

С 2002 года по 2005 год Лебедев работал председателем наблюдательного совета ОАО "Кременчугский сталелитейный завод" и ОАО "Днепровагонмаш", которые контролировали Леонид Юрушев и Сергей Тигипко.

Еще во время нахождения там Лебедева, в 2005-2006 годы, между двумя акционерами началась настоящая война за влияние на оба предприятия.

В ней победил Тигипко. Как потом допускали - не без помощи "Привата". Лебедев, который представлял интересы Юрушева, был вынужден уйти.

Ушел он в другое детище Юрушева. С 2005 год по 2006 год Павел Лебедев - президент промышленно-инвестиционной группы транспортного машиностроения "Интер кар групп", Киев.

Это огромный холдинг, который занят изготовлением вагонов, литья, насосов и другой промышленной продукции.

Карьера Лебедева и в дальнейшем строилась под влиянием этого известного бизнесмена, который свое время он считался доверенным лицом хозяина Донецка Ахата Брагина, больше известного как "Алик Грек" и убитого в 1995 году в результате взрыва на донецком стадионе "Шахтер".

В кулуарах Рады Юрушева называют "учителем Рината Ахметова". В смысле умения вести бизнес.

В 2006 году Лебедев был избран народным депутатом по списку Блока Юлии Тимошенко. В 2007 году он стал депутатом уже по списку Партии регионов.

В 2008 году депутат вошел во Временную следственную комиссию Верховной Рады по вопросам выяснения обстоятельств нарушения Конституции и законодательства Украины Севастопольской городской государственной администрацией и Севастопольским городским советом.

В 2010 году Янукович едва не назначил Лебедева главой Севастопольской городской госадминистрации. Помимо этого, Лебедев зарекомендовал себя в городе бизнесменом и меценатом.

Естественно, доказать, что именно Юрушев помогал Лебедеву попасть в парламент, сложно. Однако вот интересный факт, который "подтерт" даже из официальной биографии нового министра обороны на его персональном сайте.

Лебедев все еще является почетным президентом Inter Car Group - того самого холдинга Леонида Юрушева.

Можно предполагать, что новый министр обороны и ныне остается в сфере влияния этого бизнесмена и защищает его интересы в парламенте. Именно поэтому Лебедев всегда находился в провластной политической силе.

Впрочем, Лебедев - не наемный менеджер. Он самостоятельный бизнесмен, который реализует проекты на десятки миллионов долларов.

Его деятельность можно проследить, в частности, через издание "Новый регион". Оно пишет, что бизнесмен является владельцем строительной компании "Парангон" и одним из крупнейших инвесторов Севастополя.

"Он построил первую в городе четырехзвездочную гостиницу "Аквамарин". С его именем связывают аквапарк "Зурбаган". Лебедев анонсировал создание аналога Диснейленда, комплекса "Водный мир", зернового терминала в Камышовой бухте. Нардеп вложил в экономику Севастополя 150 млн дол", - пишет издание.

"Я планировал больше, но вмешался кризис. Перед ним с аукциона я купил участки под определенные серьезные проекты. Но и сейчас, независимо от кризиса, инвестиции вкладываются, и останавливаться я не планирую. Кто-то остановил свои строительные проекты, и простые люди "попали". Та же "Консоль" просто заморозила "вкладчиков", которые деньги вложили. Я достроил все: "Аквамарин", "Хрустальный", "Омега-сити", - цитирует Лебедева сайт.

Таким образом, новый министр обороны больше относится к миру бизнеса, чем к миру армии. С какой же целью его назначили на столь ответственный пост?

"Полководческая" миссия Лебедева

После президентских выборов 2010 года Павел Лебедев стал официальным и неофициальным уполномоченным Виктора Януковича в Севастополе.

Он сумел быстро "отжать" бютовца Андрея Сенченко и других местных предпринимателей от их владений в районе Балаклавской бухты. Лебедев помог Александру Януковичу начать в этом месте строительно-рекреационный бизнес.

Чего ждать от Лебедева в ближайшем будущем?

Предположение первое. "Правильное" решение вопроса имущества, которое находится в аренде Черноморского флота России. Будучи в прошлом кадровым военным финансистом и опытным бизнесменом, Лебедев наверняка сможет наладить конструктивные отношения с руководством Черноморского флота.

Как известно, с 1997 года Украина не может закончить инвентаризацию военных объектов, имущества и земли, переданных ЧФ в аренду. На 2013 год запланировано урегулирование этой проблемы. Должно высвободиться много дорогой крымской собственности, и ею нужно "правильно" распорядиться.

Предположение второе. Дальнейшее решение проблемы "бесхозного" армейского имущества, а также предприятий Министерства обороны и ВПК. Не исключено, что произойдет это в интересах "Семьи".

Можно допустить, что предыдущие руководители военного ведомства Михаил Ежель и Дмитрий Саламатин доверие президента Януковича в этом плане не оправдали. Первому не хватило опыта бизнесмена, а второму - умения договариваться с генералами. Лебедев этими качествами обладает.

Что осталось у военного ведомства

На балансе Минобороны находится более 400 высвобожденных военных городков общей площадью 50 тыс га и около 2 тыс других объектов, которые правительство намерено продать. На них расположено 6,5 тыс зданий и сооружений.

17 мая 2012 года Верховная рада приняла закон №9051 "О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности".

Его цель - выработка эффективного механизма бесплатной передачи приватизируемыми и выставляемыми на продажу государственными предприятиями жилых домов, общежитий, детских садов, школ, медицинских и оздоровительных учреждений, библиотек на баланс местных советов.

Фото vybor.sebastopol.ua

Очищение военных городков и других ликвидных объектов МО от затратного балласта позволит нужным людям приобрести их по комфортным ценам без дополнительной нагрузки в виде содержания детей, больных или книголюбов.

А вот и первые действия Лебедева в этой связи. По данным источников ЭП, все виды Вооруженных сил, а также структурные подразделения министерства обороны уже получили указания от нового министра: срочно определить недвижимость, технику и имущество, которые будут выставлены на продажу.

Уже приказано подготовить распродажу земли и объектов Национального университета обороны Украины, расположенного в Киеве на Соломенской площади. То же самое произойдет с "ненужным" имуществом уникального Житомирского военного института имени Королева, который готовит высококлассных специалистов для войск ПВО и космической сферы.

Военные полагают, что дело не ограничится лишь составлением реестра распродажи. С аукционов могут пойти территории, объекты и даже техника, если они не нужны Вооруженным силам для обеспечения жизнедеятельности.

Можно только предположить, что списки покупателей на ликвидную собственность Минобороны руководством страны уже составлены.

Искушения оборонного комплекса

 Аппетиты возможных покупателей не ограничиваются желанием по низким ценам купить "ненужные" военные городки и земли. Сфера их интересов распространяется также на ликвидные предприятия Министерства обороны, которых насчитывается 167, и оборонного комплекса в целом.

Чтобы удешевить их приватизацию, Верховная рада в сентябре 2012 года приняла, а в октябре президент подписал два закона.

Первый - "О некоторых вопросах задолженности предприятий оборонно-промышленного комплекса - участников Государственного концерна "Укроборонпром" и обеспечения их стабильного развития".

Второй - "О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно налогообложения предприятий оборонно-промышленного комплекса".

Они предусматривают несколько ключевых пунктов, необходимых для масштабного передела армейской собственности.

Во-первых - списание долга предприятий ОПК по платежам в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Фото new-sebastopol.com

Кроме того, списывается задолженность предприятий за тепло, газ, электроэнергию и воду, а также пени и штрафы, начисленные на эти долги перед субъектами хозяйствования, которые производят и поставляют такие услуги.

На 1 октября 2011 года эти суммы таковы: 248,6 млн грн - долг перед госбюджетом, 366,1 млн грн - перед государственными целевыми фондами.

Во-вторых, принятые законы предоставляют особые права концерну "Укроборонпром" по передаче в аренду и распродаже оборонных предприятий. Корыстное использование этих полномочий может лишить государство миллиардов гривен и привести к нарушению государственной тайны.

Крупные оборонные предприятия расположены в Киеве, Харькове, Одессе, Львове, Днепропетровске и Запорожье. Они располагают не только "золотой" недвижимостью и землей, но и дорогостоящим оборудованием, технической документацией на уникальные образцы военной техники и вооружения.

Неучтенные сокровища флота

Соглашение между Россией и Украиной о разделе Черноморского флота было подписано в 1993 году.

Однако лишь в 1997 году был заключен Большой флотский договор, по которому в аренду ЧФ России передавались в аренду 3 312 га в Севастополе и почти 15 тыс га в Крыму. Он содержал перечень объектов, используемых российским флотом в Крыму. Однако, как выяснилось позже, перечень оказался не полным.

На большинство объектов не были оформлены договора аренды. Первая причина - у них не было одного хозяина. Частично они принадлежали Севастополю, а частично - Республике Крым. Вторая причина - Россия не допускала украинских экспертов на свои базы, и они не могли определить принадлежность объектов.

Первая попытка инвентаризации земли и объектов, переданных в пользование ЧФ, была предпринята в конце 1990-х годов, вторая - в 2005-2006 годах. Специалисты подготовили список земель и предложили командирам российского флота оформить документы на аренду земли, но дальше дело не сдвинулось.

У Москвы и Киева выявились разные подходы к оформлению флотской аренды. Россияне говорили о заключении договора на все как на единый комплекс. Украина же требовала подписания документов по каждому объекту отдельно.

Согласно полученным в процессе инвентаризации данным, Черноморский флот использует в Крыму 18,2 тыс га земли, более 80% которой приходится на один аэродром и три полигона. 13 тыс га занимает десантный полигон в Ленинском районе. Здесь могут проходить международные военно-тактические учения.

Фото new-sebastopol.com

Еще 3,3 тыс га заняты военно-морской базой в Севастополе, рядом с которой расположилась "золотая неучтенка" - 36 га с 80-ю объектами. Их желают купить коммерческие структуры, как только разрешат Киев и крымские власти.

12 га заняты маяками и навигационными системами. Их пытались отнять у ЧФ по инициативе "оранжевых" властей. Виктор Ющенко утверждал, что Россия не обеспечивает безопасный проход судов. Россияне были иного мнения.

В период дипломатического противостояния в 2005-2007 годах Фонд имущества Крыма заявлял, что россияне незаконно используют 187 объектов.

После президентских выборов в 2010 году Украина и Россия в лице глав государства подписали в Харькове новое соглашение по Черноморскому Флоту.

С 28 мая 2017 года были пролонгированы на 25 лет соглашения между Украиной и РФ о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины, о параметрах деления Черноморского флота и о взаимных расчетах, связанных с делением Черноморского флота и пребыванием ЧФ в Украине.

Харьковский договор также предусматривает увеличение арендной платы за пребывание ЧФ РФ в Украине: с 28 мая 2017 года - 100 млн дол в год. Дополнительные средства получаются за счет снижения цен на российский газ.

Договор также предусматривает завершение полного учета арендованной ЧФ недвижимости к 2013 году и начало консультаций о пересмотре перечня объектов, арендуемых Черноморским флотом РФ.

В связи с предполагаемым повышением арендной платы России выгодно передать украинской стороне избыточные объекты. Это снизит затраты на поддержание жизнеспособности ЧФ.

Однако Москва хочет использовать это с пользой для себя. Если верить изданию "Коммерсантъ", Россия в ходе консультаций весной 2011 года заявила, что может отказаться от использования ряда крупных земельных участков в центре Севастополя, если будут найдены инвесторы для их коммерческой застройки.

Предложение изучили - наверняка при помощи российских коллег. Власти Севастополя якобы выдвинули свои идеи по застройке дефицитных территорий.

По оценке украинской власти, суммарная стоимость инвестиционных проектов превысит 1,7 млрд долл. Предметом переговоров является отказ ЧФ РФ от использования пяти участков суммарной площадью 749 га, расположенных в центре или неподалеку от центра Севастополя.

Наиболее привлекательными для инвесторов считаются 35 га на мысе Хрустальном, непосредственно в центральной части города, которые планируется застроить "жилыми, общественными и гостиничными комплексами".

Проект застройки мыса Хрустального. Фото nr2.ru

Там находятся 54-й мехстройзавод и 24-й завод железобетонных изделий. Они оказались в аренде ЧФ РФ по итогам раздела флота, но их мощности не используются. Инвестиции в эту площадку в СГГА оценили 175 млн долл.

6 га избыточных для ЧФ РФ глубоководных причалов в Южной бухте предлагается использовать для создания городского морпорта - 75 млн долл.

133 га заброшенного автодрома на берегу бухты Казачьей - для нового жилого района - 665 млн долл. 380 га на Каранском плато близ мыса Фиолент - для строительства рекреационных объектов - 381 млн долл. 9 га на побережье бухты Матюшенко - для создания яхтовой стоянки и гостиницы - 48 млн долл.

Предлагается также инвестировать 372 млн долл в создание аэродрома средней авиации на базе почти не используемого военного аэродрома с грунтовой взлетно-посадочной полосой на мысе Херсонес.

После прозвучало предположение, что реализовывать такие масштабные проекты в Крыму способна только Россия.

В качестве примера приводится стартовавший в Севастополе в 2011 году девелоперский проект в районе бухты Омега. Там планируется строительство 0,5 млн кв м стоимостью 200 млн долл. Финансирование идет из бюджета РФ.

Как утверждают некоторые издания, Москва уже выразила заинтересованность в реализации предложений Севастопольской госадминистрации. В апреле 2011 года МИД РФ уведомил об этом Киев дипломатической нотой.

"Достигнутые договоренности о земельных участках, арендованных в интересах ЧФ РФ, целесообразно оформить украинско-российским соглашением "Об инфраструктуре ЧФ РФ на территории Украины", - говорится в документе.

Кроме того, сторонам придется внести изменения в Большой флотский договор 1997 года. Объекты, о которых идет речь, перечислены в дополнениях к этому документу как закрепленные за ЧФ РФ.

Таким образом, в результате заключенного в 2010 году Харьковского соглашения и дальнейших украинско-российских консультаций, в 2013 году должно высвободиться много "золотой" крымской земли и ликвидной недвижимости.

Конечно же, власть не захочет отдавать их в случайные руки и намерена внимательно курировать процесс передела. Остается открытым вопрос, будет ли "Семья" заинтересована в приобретении некоторых из этих объектов.

Для соблюдения порядка в этих делах нужен проверенный профессионал, который знает военные финансы, обладает бизнес-опытом и способный наладить хорошие отношения с руководством ЧФ РФ. Таковым является Павел Лебедев.

Кому достанутся заказы ЧФ

Особые отношения с Черноморским флотом не сводятся лишь к правильному использованию высвобожденных земель. Министр обороны должен будет распорядиться деньгами, которые Россия намерена заплатить за ремонт своих военных кораблей на отечественных судоремонтных заводах.

Фото svit24.net

"До конца 2012 года Москва определится с ремонтом кораблей Черноморского флота на украинских заводах", - заявлял посол РФ в Украине Михаил Зурабов.

Вполне вероятно, договоренности будут заключаться при посредничестве Министерства обороны Украины. В каком-то смысле, ему предстоит решать, кому из заводов отдать заказы. В частности, потому, что украинские заводы владеют секретной документацией, без которой починка кораблей невозможна.

Среди наиболее ярких претендентов на ремонт - бывший российский, а теперь украинский олигарх Вадим Новинский. Его структуры контролируют Черноморский судостроительный завод, Херсонский СЗ, Судостроительный завод имени 61 коммунара и - на правах управления - завод "Океан".

Говорили, Новинский сменил российское гражданство на украинское, чтобы получить доступ к секретной документации своих заводов.

Естественно, он не единственный претендент. Ранее горсовет Севастополя призвал правительства Украины и России договориться о возобновлении ремонта и модернизации кораблей ЧФ на "Севморзаводе". Этот завод принадлежит Константину Григоришину.

"Севастополь всегда был за то, чтобы и корабли ВМС Украины, и корабли Черноморского флота России ремонтировались у нас. Это и рабочие места, и поступления в городской бюджет. Если решения будут приняты, Севастополь будет их только приветствовать", - сказал глава горсовета Юрий Дойников.

Впрочем, Григоришин и Новинский - не такие уж далекие друг от друга бизнесмены. Григоришин в 2012 году был "свадебным генералом" на конкурсах по приватизации облэнерго, в которых побеждал партнер Новинского Ахметов.

А недавно Новинский стал совладельцем НПО имени Фрунзе, которое контролирует Григоришин. Эту сделку пытаются преподнести как внезапную, но, скорее всего, Григоришин и Новинский договорились о сотрудничестве. Так что оно вполне может распространиться и на судоремонтную сферу.

Последний раз корабль Черноморского флота ремонтировался в Севастополе в 2003 году. Это был крейсер "Москва". Однако затем корабли ЧФ РФ направлялись на ремонт в Болгарию. Дело в том, что существуют совершенно очевидные налоговые барьеры для того, чтобы Россия разместила в Украине заказы.

Наверняка в 2013 году в парламенте появятся законопроекты, целью которых будет снижение налоговой нагрузки на ремонт ЧФ РФ.

Игра стоит свеч. Стоимость новых военно-морских заказов России будет исчисляться несколькими сотнями миллионов долларов. Главное, чтобы Украина что-то получила взамен на отказ от взимания некоторых налогов.

Постскриптум

Госбюджет на 2013 год снизил расходы на поддержание боевого потенциала украинских Вооруженных сил. Впервые за последние десять лет власть не выделила ни копейки на квартирное обеспечение офицерского состава. Очевидно, сейчас этот вопрос является второстепенным.

Вероятно, перед новым министром обороны Павлом Лебедевым поставлены совершенно иные задачи, чем укрепление обороноспособности Украины. Распродажа оставшегося военного имущества явно вышла на первый план.

Остается в воздухе вопрос: очередной раз оставив на голодном пайке свою армию, чью армию собирается кормить украинская власть в недалеком будущем?

ПРО АВТОРА:

Владимир Ларцев, полковник в отставке, экс-советник председателя Фонда госимущества Украины