Что ждет байнет в 2013 году
В Беларуси замедлится рост количества интернет-пользователей, денег для качественного развития контента по-прежнему будет не хватать, но проявится интерес к монетизации мобильного трафика.
Подробнее о трендах байнета в 2013 году - в интервью DW c Михаилом Дорошевичем, руководителем проекта Gemius Belarus.
- Ожидалось, что в 2012 году байнет перестанет ощущать на себе последствия финансового кризиса. Случилось ли это?
- По данным агентства Zenith Optimedia, в 2012 году рынок рекламы в белорусском интернете начал расти, но не превысил объемы рекламы в печати, что прогнозировалось. Однако положительная динамика есть.
Белорусская интернет-аудитория за год выросла на 12% или на 0,5 млн пользователей. Это, конечно, меньше, чем в 2010-2011 годах, но все же цифра - двузначная. На декабрь 2012 года в Беларуси насчитывалось более 4,5 млн пользователей, а проникновение интернета в стране составило 56%.
Продолжится ли такой двузначный рост? Скорее всего, нет, ведь чем более зрел и развит рынок, тем медленнее он растет. При этом денег для качественного развития контента в 2013 году по-прежнему будет не хватать.
- Из года в год растет число мобильных пользователей. Появились ли для них сервисы? Стал ли мобильный трафик значимым для бизнеса?
- Действительно, с мобильным трафиком были связаны большие ожидания. Самыми трафикогенерирующими мобильными устройствами в байнете в 2012 году были iPad, iPhone и Nokia 5230.
Однако в основном мобильный трафик белорусы создают для иностранных сайтов. Мобильные версии местных сайтов пока оставляют желать лучшего.
Кроме того, все большей популярностью пользуются приложения, например, для Facebook, Instagram, "ВКонтакте", Pinterest. Из белорусских ресурсов мобильным приложением пока может похвастать только портал Tut.by.
Мобильные операторы наконец-то поняли, что на мобильном трафике можно заработать, однако внимания контенту они по-прежнему не уделяют. Хотя есть исключение - видеопортал Itv.by, у которого налажена работа с мобильными операторами, есть мобильная версия, и она более популярна, чем основная.
Я убежден, что появление мобильных версий сайтов и приложений стимулировало бы отечественный мобильный трафик.
Фото presscenter.ru |
- Появились ли в 2012 году на рынке новые крупные игроки, и ожидаем ли мы кого-либо в 2013-м?
- Ожидаем, но пока рано называть имена. В 2012 году пришли преимущественно украинские проекты - deal.by, by.all.biz. Очень важно, что на рынке начал работать Megogo.net - онлайн-кинотеатр, который продает рекламу и предлагает аудитории легальный видеоконтент.
Статистика показывает, что видеосервисы, поиск, социальные сети и новостные ресурсы пользуются наибольшим спросом. Если доступ в интернет останется в разумных ценовых пределах, спрос на видеоресурсы будет расти.
Тем печальнее, что в Беларуси нет хороших, качественных порталов. К видеоресурсам с легальным контентом я отнес бы только Kino.tut.by и Megogo.net.
Развитие видеосервисов требует больших долгосрочных инвестиций, легального продукта. Если его не будет, не будет и доходов от рекламы.
Сейчас в Беларуси растет поколение, которое привыкло смотреть пиратское видео на иностранных сайтах. Оно может быть потеряно как потенциальная аудитория для рекламы в байнете.
Тем не менее, в целом я настроен оптимистично. Уверен, что белорусский сегмент всемирной паутины продолжит развиваться. При этом важно уделять больше внимания обучению медиаграмотности, защите личных данных и безопасности в сети.
Оригинал публикации: Что ждет Байнет в 2013 году