Владислав Лукьянов: В госбюджете есть позорные явления
Владислав Лукьянов - первый заместитель главы бюджетного комитета Верховной рады и депутат от Партии регионов.
Мы пришли в его кабинет 5 декабря - в тот единственный день, когда бюджетный комитет принимал поправки к госбюджету на 2013 год.
В здании на улице Банковой царили суета и суматоха. В прихожей можно было встретить кого угодно. Депутаты, их помощники, руководители ведомств и министерств, отраслевые лоббисты звонили и приносили свои бумаги, которые складывались в аккуратные стопки.
Официально главой бюджетного комитета является Валерий Баранов. Однако с реальными предложениями шли к Лукьянову, заместителю главы бюджетного комитета. По словам многочисленных источников, именно он выступает главным "проводником" бюджета через парламент от Партии регионов.
В коридоре мы встретили довольного Мирослава Питцыка, вице-президента Ассоциации городов Украины. Он держал в руках проект госбюжета-2013, который разыскивал около полутора месяцев.
Войдя в комитет, Лукьянов поручил помощнику проверить, включил ли тот пару пунктов для Инны Богословской - она ему звонила накануне. Уже после начала интервью нас продолжали прерывать визитеры.
В какой-то момент без очереди зашла Татьяна Ефименко, бывшая заместитель министра финансов, уволенная из министерства в декабре 2010-го года. Она хотела уточнить у Лукьянова цифры по документам. По словам Лукьянова, Ефименко консультирует комитет и активно присутствует в бюджетном процессе.
Позже входил Петр Мельник, известный нападением на женщину-депутата и провальными выборами в мажоритарном округе. Он несколько раз попросил Лукьянова "заняться КРУ-шниками".
Еще через некоторое время помощник молчаливо поднес Лукьянову записку с сообщением: звонит глава СБУ Игорь Калинин. Видимо, тоже хотел внести свою правку в бюджет. “Пусть секретарь скажет, что я наберу его позже, с "сотки-двухсотки" и поговорю с ним. Потому что с главой СБУ нужно говорить по защищенной связи”, - сказал Лукьянов.
Было заметно, что депутат был востребован как никогда, и был рад такому вниманию.
Чтобы представить себе ажиотаж вокруг бюджетного процесса, приведем несколько фактов. Проект бюджета-2013 был обнародован на официальном портале Верховной рады за два дня до голосования. На подачу правок дали всего сутки. А в четверг 6 ноября бюджет уже приняли в целом.
Естественно, мало кто успел прочитать документ, не то что подать к нему правки. Но даже если правки подавались, то шансов пройти у них не было никаких. Не получится этого сделать и "задним числом". В окончательных положениях бюджета-2013 значится, что изменять его можно лишь по итогам первого квартала.
Таким образом, вся эта история напомнила детектив. Власть явно прописала бюджет под себя, причем, "прокинув" даже многих собственных депутатов. По признанию депутата, полномасштабного сбора заявок от распорядителей средств (министерств, ведомств, территориальных общин) не было.
Хотя, конечно, некоторые люди равнее других. Чуть позже в разговоре с нами Лукьянов обмолвился, что у него были переговоры с некоторыми распорядителями средств. В частности, с тем же СБУ.
Таким образом, бюджет-2013 - это документ для своих. И круг своих определялся даже не в Верховной раде. Скорее всего, это происходило в здании, которое расположено наискосок от бюджетного комитета. Как известно, это Администрация президента.
Как и прогнозировал Лукьянов, вечером 6 декабря Верховная рада приняла госбюджет-2013. Никто особо не возмущался. 242 народных депутата из 351 зарегистрированных в зале проголосовали "за". Документ одобрили без постатейного голосования и обсуждения.
Почему все прошло так гладко? Намек на это ищите в ниже изложенном интервью.
* * *
- В 12 часов среды наступил дед-лайн, когда субъекты законодательной инициативы, то есть министерства и депутаты, имели право подать правки к проекту госбюджета на 2013 год. Многие ли успели это сделать?
- Огромная бумажная стопка от 453-рех субъектов законодательной инициативы лежит у меня на столе. Каждые десять минут в кабинет к главе бюджетного комитета заносят листочек с новой поправкой. Пишут, звонят.
- По чистой случайности мы подслушали, как вы обсуждали по телефону с депутатом Инной Богословской ее правки.
- Да, обсуждали.
- Если не секрет, что она попросила?
- Она сказала: "Владислав, вот мы вчера с тобой разговаривали о том, что я вношу правки в проект бюджета. Ты их сам внесешь или мне прислать своего помощника, чтобы он это сделал?". То есть мы уточняли технический момент - как вносить правки Богословской.
- Если мы не ослышались, вы говорили о каких-то 6 миллионах гривен. Что это за деньги?
- Не было никаких шести миллионов гривен. Речь шла о меньшей сумме.
- И все же, о чем вы говорили с Богословской?
- Контекст такой. У нас есть вип-агитаторы, которые работали от Партии регионов на парламентских выборах. А ведь как формируется в идеале политика партии?
Вот флаг, вот программа, кто за программу - становитесь под этот флаг. Дальше человек говорит: "У нас есть флаг и программа, я стал под этот флаг, а теперь у меня есть такие вопросы и такие программы в рамках общего политического проекта, которые нужно профинансировать. Можно ли их учесть или нет?".
А можно или нет, решать будет Верховная рада.
- В таком случае, почему вам-то звонят, если решать все равно будет Рада?
- Я же готов посмотреть на эти поправки и принять по ним решение: насколько реально решить эту проблему. Либо же передать ее на рассмотрение местного самоуправления.
- А кто вам еще звонил с утра, кроме Богословской?
- Постоянно звонят. Много разных людей.
- Ну, кто? Вот и сейчас вибрирует ваш телефон - звонит кто-то… Кто это?
- Ну, хорошо. (Берет телефон.) Пока мы с вами говорили - четыре пропущенных звонка. Перед Богословской я разговаривал с Прасоловым (Игорь, глава Совета НБУ, депутат от Партии регионов. - ЭП), до этого звонили со Львова.
Затем я звонил, поздравил с Днем рождения Федора Алексеевича Ярошенко (экс-министр финансов. - ЭП).
С самого утра поговорили с Барановым (Валерий, глава бюджетного комитета. - ЭП). Потом звонили из администрации Верховной рады и Кабмина.
Звонил также Фил из Америки. Звонила Алена, повар.
- Тоже хотела денег на проект?
- Нет, обсуждали, что мне приготовить на выходных. (Смеется.)
- Почему правки в проект бюджета-2013 коллекционируете вы, а не Баранов, ведь он же глава бюджетного комитета?
- Мы вместе этим занимаемся. И ему звонят. Просто я больше занимаюсь текучкой, а он как глава комитета берет на себя представительские функции.
- До встречи с вами мы общались с вашими коллегами по комитету…
- И все сказали - идите к Лукьянову. Да?
- Все сказали, что вы - главная фигура в бюджетном процессе, и все вопросы по бюджету решать нужно через вас. Это так?
- Нет. В любых организациях есть рабочие лошадки, я - одна из них. После выборов я не ездил ни в отпуск, ни учиться, ни лечиться. Все тут сижу, работаю.
- По словам Владимира Бондаренко (БЮТ) и Павла Жебривского (НУНС), глава бюджетного комитета выполняет чисто техническую функцию, тогда как через вас принято решать любые вопросы, связанные с госбюджетом.
- Слишком много чести!
- То есть это неправда, что вы станете следующим главой бюджетного комитета?
- Сегодня на этот вопрос - ни да, ни нет. Хочу ли я быть руководителем бюджетного комитета? Да, хочу.
- Почему решили принимать бюджет в таком спешном порядке, в нарушение традиционного графика, предусмотренного Бюджетным кодексом?
- Во-первых, новый парламент, дай Бог, чтобы заработал в феврале-марте 2013 года. К этому моменту комитеты Верховной рады в новом составе соберутся на первое свое заседание. В переходных положениях бюджета мы закладываем возможность вернуться к нему.
К весне появятся первые оценки выполнения бюджета-2012 года, новый макропрогноз на 2013 год, и станет понятно, что нужно править.
- А что "во-вторых"?
- Во-вторых, и что более важно, - работа правительства по временной росписи, если госбюджет не будет принят, негативно скажется на социальной сфере.
Новый бюджет вводит целый перечень новых социальных показателей. Будут увеличены выплаты матерям при рождении ребенка и воспитании до шести лет.
Непринятие бюджета в срок приведет к существенному замедлению экономики, так как первый квартал нового года нам придется жить по бюджету 2012 года.
- Члены бюджетного комитета от оппозиции убеждены, что большая часть поправок будет проигнорирована. Насколько оправданы эти опасения?
- Бюджет сверстан, и любые изменения разбалансируют его. Если же мы определим какие-то новые доходы, тогда можно менять и расходную часть. Если же нет ресурсного обеспечения, то незачем увеличивать дефицит госбюджета.
- Проект бюджета - сложный документ. Это толстая книга с множеством таблиц и текста, который сложно понять обывателю…
- Я с вами соглашусь: толщина документа надежно защищает его от прочтения.
- В парламенте не так много депутатов, способных осилить этот документ.
- А так чтобы прочесть от начала до конца, пожалуй, вообще ни одного…
- С вашей точки зрения, как рядовой депутат может успеть прочесть и изучить проект бюджета, а еще и подать правки, за сутки? Ведь документ был публично обнародован во вторник утром.
- А я задам вам встречный вопрос: а как депутат может изучить бюджет за месяц?
- Если я некомпетентен, то отдам бюджет юристу, который умеет читать и понимать такие документы. Главное, чтобы у него было время проанализировать документ. Вы не оставили депутатам ни единого шанса.
- Сам бюджет - это пять страниц мелким шрифтом. Остальное - это таблицы, пояснения и расшифровки.
- Это же самое важное, дьявол - в деталях.
- Есть шутка, что ДНК обезьяны от человеческой отличается на один процент. Небольшая ошибка в генетическом коде и вы - обезьяна. Этот бюджет от бюджета-2012 отличается ровно на один процент.
Структура таблиц, форма подачи - все те же. В нем - 22 статьи и заключительные положения. Он чуть ли не постранично идентичен предыдущему тексту.
- Существует несколько подходов к формированию проекта госбюджета. Один из них - когда заявки от распорядителей бюджетных средств обобщаются в одном тексте.
Другой вариант - когда проект бюджета копируют с прошлогоднего текста. По какому принципу формировался этот проект?
- Я могу вам еще штук пятьдесят методов рассказать, как формируют бюджет, но ничего из того, что вы говорите, не имеет связи с реальным процессом.
Во-первых, бюджет составляется на базе макропоказателей, то есть расчет бюджета зависит от того, какой будет экономика в следующем году: рост ВВП, инфляция, курс гривны…
- Судя по заявлениям представителей Партии регионов, во власти нет четкого понимания, что будет в следующем году.
В один день Александр Ефремов заявляет о запланированном в 2013 году росте ВВП 3,6%, а Сергей Тигипко буквально в этот же день делает прогноз о 3,4% роста. Почему такие расхождения?
- При разработке макропрогноза, как правило, готовят несколько сценариев: пессимистичный, оптимистичный и промежуточный, такой себе компромиссный сценарий. Скажем, рост ВВП 4% - был оптимистичным прогнозом и сценарием.
Макропоказатели разрабатывает Министерство экономического развития и торговли - МЭРТ. В 2012 году из-за выборов не было времени плотно работать с распорядителями средств и МЭРТ, отсюда - такие расхождения в публичной риторике представителей власти.
- Выходит, при составлении бюджета Министерство финансов просто взяло и, условно, умножило все показатели на 12%?
- Грубо говоря, да. Но так не делается. Дело в том, что происходят изменения в исполнительной власти, что отображается на расходной части бюджета.
Например, принимается Налоговый кодекс, который меняет функции Государственной налоговой службы. Под новую систему администрирования ГНСУ должна пересчитать штат и свое экономическое обеспечение.
- Секвестр госбюджета-2012 проведет старая или уже новая Рада?
- Думаю, никакая не проведет. Нет пока такой информации о секвестре.
- По нашей информации, сейчас в бюджете очень плохая ситуация. Государственная казначейская служба блокирует счета местных бюджетов, из-за чего растет задолженность по многочисленным расходным статьям.
- Этот вопрос требует чуть большего времени для изучения. Многие проводят параллель между кризисом 2008 года, когда обвалилась гривна, упал ВВП, и ситуацией конца 2012 года. Эта параллель имеет право на жизнь.
Да, ситуация в бюджете тяжелая, есть неприятные болезненные и позорные явления - задержки по заработной плате, но мы боремся с этим, и до конца года долги по зарплатам и пенсиям будут погашены.
Правительство Азарова - социально ответственное правительство, его работа подкреплена очень сильной поддержкой со стороны работы профессиональной команды НБУ. За то, что делает Сергей Арбузов по обеспечению стабильности гривны, нужно снимать шляпу.
- Мы видим массовую пиар-кампанию в виде платных интервью в различных СМИ, которую проводит Арбузов.
- Это разъяснительная кампания для населения, объясняющая, что власть стабилизирует ситуацию вокруг украинской гривны, как бы ни было тяжело.
Раньше гривну обваливали в разы, сегодня она колебнулась и стоит на том же уровне, что и раньше. Да, мы хотим перейти к плавающему курсу, но это будет плюс-минус один процент.
- Как вы относитесь к инициативе о введении налога на обмен валют?
- В соответствующем законопроекте есть ряд норм с определенной идеологией. Если говорить об идеологии и желании НБУ сократить теневой валютный рынок, то к этому я отношусь положительно. Но механизм реализации этих желаний - вопрос дискуссионный.
Эту дискуссию должны развивать представители банковской среды. Этот налог, 10%, из прозрачного рынка вытесняет ряд так называемых легальных спекулянтов, которые задешево покупают и дорого продают.
Эти люди обеспечивают ликвидность рынка. Когда цены растут, они продают и фактически выполняют функцию стабилизации рынка, хотя реально это спекулянты, которые зарабатывают на колебаниях курса валют.
Это просто акулы капиталистического рынка, которые постоянно рискуют. Мы не любим тех людей, которые зарабатывают на наших с вами рисках.
- То, что в проекте бюджета не зафиксированы возможные доходы от налога на обмен валют, означает, что его, скорее всего, не будет в 2013 году?
- Мне сложно говорить. С одной стороны - сто процентов: да, его не будет. С другой стороны - есть опыт. Поэтому отвечу так: все может быть.
- В предвыборной риторике Партия регионов использовала тезисы, связанные с реализацией инфраструктурных проектов за счет бюджета. Депутату Петро Мельнику это не помогло, а вам?
- Вначале нам казалось, что это влияет на ситуацию. Я выборами занимаюсь всю жизнь. Я в партию пришел как политтехнолог. Хотя в то время работал руководителем инвестиционной кампании.
- Так бюджетные ассигнования, которые были переброшены на ваш округ, вам помогли? (Лукьянов во время недавней предвыборной кампании рассказывал, что добился ремонта дорог за счет бюджета. Для этого он забрал бюджетные деньги из Киевской области - ЭП)
- Ну, во-первых, они никаким образом не использованы, и не известно еще, удастся ли их освоить по округу. Если нет проектных работ, нет инвестиционной экспертизы, то эти средства трогать нельзя.
Любой народный депутат может проявить инициативу и сказать: "Этот или тот проект не выполняется, у вас есть какой-то резерв. Неважно, где. Если нет проекта, деньги не освоены, то вряд ли они уже будут освоены - их лучше перебросить на другой проект". Это полностью прозрачная процедура.
- Но почему деньги перебросили именно на ваш округ? Вы эту норму подтянули под себя?
- Под людей.
- В проекте бюджета-2013 есть строка-благодарность вашим избирателям за то, что проголосовали за вас на прошедших выборах?
- Нет, но после нашего с вами разговора я над этим задумаюсь. (Смеется.)