Высокие цены за высокое искусство
Богатые инвесторы скупают предметы искусства в огромных количествах, а молодые художники вынуждены бороться за выживание
Может это и противоречит здравому смыслу, но при всей неустойчивости мировой экономики капиталовложения в произведения искусства, как никогда до этого, активизировались.
В наше время большинство людей не располагают достаточными средствами для покупки известных или достойных внимания произведений искусства. Но тот самый 1% толстосумов с завидным рвением посещает аукционы, выкладывая баснословные суммы за лоты, представленные в разделе изящных искусств.
Сейчас, в эти нестабильные времена, богатые покупатели рассматривают искусство как надежный способ управления состояниями, особенно если учесть шаткое положение доллара или евро.
Ну и, по всей видимости, это еще и способ развлечься.
Как заметил в своем интервью газете The Economist художник Джон Балдессари (John Baldessari), "можно приобрести что-нибудь более приятное на вид, чем акционерный сертификат".
Теперь заплатить рекордную сумму – все равно, что сделать хитрый и ловкий ход: это взвинчивает стоимость, повышает значимость и привлекательность произведения. И покупателя тоже.
Вот вам наглядный пример: прошедшей весной на художественном аукционе Christie's 41 антикварных работ были проданы по цене более, чем 1 миллион долларов за единицу. А девять – по более, чем 10 миллионов.
В мае картина Марка Ротко (Mark Rothko) "Оранжевый, красный, желтый" ("Orange, Red, Yellow"), написанная в 1961 году, была продана за 86,9 миллионов долларов.
Mark Rothko. "Orange, Red, Yellow". Фото bornrich.com |
А за "Восемь Элвисов" ("Eight Elvises") Энди Уорхола недавно отстегнули вообще крутую сумму в 100 миллионов долларов. Премного вам благодарны, господа покупатели.
Далее следуют китайцы, которые знают толк в размещении капиталов – если увидят то-то стоящее, сразу же покупают. За шедевры они спокойно и без шума выкладывают рекордные суммы, в результате чего Китай недавно опередил Соединенные Штаты Америки и стал основным рынком сбыта произведений искусства. Ну что ж, это у них, у самых-самых.
А как обстоят дела у остальных?
У остальных 99% населения все попроще. Если все большие деньги и серьезные покупатели занимают верхушку айсберга в иерархии спроса и предложения, то остальные терпят крах из-за недостатка выставок, отсутствия известности и уменьшения продаж.
Немногие из новых современных художников представляют интерес для коллекционеров, да и многие галереи закрылись. В Бостоне за последние 4 года закрылись девять крупнейших галерей. А ведь некоторые из них выставляли произведения искусства с 50-х годов прошлого века.
Фото artmarketblog.com |
Возможности, предоставляемые интернетом, через который теперь очень просто найти, посмотреть и купить художественные произведения, оказались роковыми и даже смертельными для галерей. А еще эти художественные ярмарки, которые плодятся как кролики.
Произведения стоимостью от 500 до 1000 долларов все еще представляют интерес для начинающих коллекционеров, а вот многие из тех художников, которые вынуждены снижать цены, жалуются, что их заработки упали на 50-80% по сравнению с тем, что они выручали от продаж до кризиса 2008 года. Ведь этот кризис практически уничтожил рынок произведений искусств и обесценил скромные сбережения потенциальных покупателей.
Ну а пока на миллионные доходы могут рассчитывать, по крайней мере, знаменитые покупатели и именитые продавцы. Что же до безымянных художников, то они будут по-прежнему творить искусство – просто так, из любви к нему.
Оригинал публикации: The high-flying art market
Перевод: ИноСМИ