Автопроизводители готовы к крайним мерам
Ford закрывает три завода, Peugeot Citroen получает миллиардные госгарантии, Daimler снижает прогноз, Volvo сокращает производство…
Пришедшие всего за несколько дней сообщения говорят, что нараставший в течение 2012 года кризис в европейской автомобильной промышленности вступает в новую фазу.
Производители уже перестали бить тревогу и начинают бить по тормозам.
Ford принимает радикальные меры
К наиболее радикальным мерам прибегла американская корпорация Ford.
Подсчитав, что деятельность ее разветвленного европейского подразделения принесет ей в этом году свыше 1,5 млрд долл убытков, она решилась на закрытие сразу трех заводов - двух средних по размерам в Англии, на которых трудятся в общей сложности 1 400 человек, и одного крупного в бельгийском Генке.
Там к концу 2014 года лишатся работы 4 300 человек. Кроме того, в регионе под угрозой окажутся еще 5 тыс рабочих мест, зависящих от закрывающегося завода.
В результате такой реструктуризации производственные мощности Ford в Европе, за исключением России, сократятся на 18% или 355 тыс авто в год.
Это должно обеспечить ежегодную экономию в 450-500 млн долл и наряду с выпуском 15 новых моделей в ближайшие пять лет обеспечить европейскому подразделению Ford возвращение в разряд прибыльных примерно к 2015 году.
Смелое решение и недоброе предзнаменование
Крупномасштабное сокращение рабочих мест - мера всегда болезненная. Она ведет к ожесточенному сопротивлению профсоюзов, вызывает резко отрицательную реакцию в политических кругах и подрывает имидж бренда в глазах потребителей.
Так что спонтанная блокада важнейшего европейского испытательного полигона корпорации Ford в бельгийском городе Ломмеле, которая длилась 24 часа, - лишь первая акция протеста против решения свернуть производство в Генке. Однако Ford явно не видит иного выхода.
Директор Института автомобильной промышленности в Нюртинген-Гайслингене профессор Вилли Диц положительно оценивает тот факт, что компания взялась за решение проблемы избыточных мощностей и откровенно объявила о своих планах.
В то же время он расценивает принятые решения как недоброе предзнаменование: "Если бы имелись надежды лучшее в 2014-2015 годах, они бы такого не сделали".
Без широкомасштабной реструктуризации не обойтись и крупнейшему во Франции, второму по величине в Европе производителю Peugeot Citroen.
Фото mst.org.ar |
Его руководство уже объявило о необходимости сократить на своих французских предприятиях 8 тыс рабочих мест. Для этого в 2014 году планируется закрыть завод в Ольне-су-Буа под Парижем, где сейчас заняты примерно 3 тыс человек.
Правительство против планов Peugeot
Эта мера давно назрела, считает директор Центра автомобильного менеджмента при Высшей школе экономики в Бергиш-Гладбахе, профессор Штефан Братцель.
Однако прежнее французское правительство помешало производителю провести нужные структурные реформы, подчеркивает он: "Тому, кто не выполняет вовремя нужную работу, приходится за это расплачиваться в условиях кризиса".
Причем расплачиваться в буквальном смысле слова. В сентябре глава PSA Филипп Варен признался, что компания теряет 200 млн евро в месяц.
В 2013 году эта сумма хоть и сократится, но все еще будет составлять ежемесячно не менее 100 млн евро. "Сохранять нынешнее положение дел невозможно", - подчеркнул топ-менеджер, оправдывая намерение сократить штаты.
Проблема, однако, в том, что нынешние социалистические лидеры Франции в еще большей степени, чем их предшественники, являются приверженцами активного вмешательства государства в экономику.
Поэтому вместе с профсоюзами они всячески - и кнутом, и пряником - противодействуют планам Peugeot закрыть целый завод.
В какой мере руководство фирмы сможет продолжить реструктуризацию бизнеса после того как правительство в Париже 24 октября щедро предоставило автобанку PSA государственные гарантии в размере 7 млрд евро, пока непонятно.
Под угрозой закрытия - десять предприятий
И Диц, и Братцель одобряют формирующийся ныне стратегический альянс между Peugeot Citroen и американской корпорацией General Motors. Общие разработки и модельные платформы позволят в перспективе снизить издержки. Немецкое антимонопольное ведомство 26 октября дало зеленый свет такому союзу.
Фото megaobzor.com |
Это - дополнительный сигнал тревоги для компании Opel, немецкой дочки General Motors. Ее избыточные мощности, по мнению экспертов, составляют 30%. Поэтому шансы на выживание завода Opel в Бохуме, отметившего 50-летие, стремительно падают. Не исключено, что судьба 3 200 его работников вот-вот решится.
Во всяком случае, глава Peugeot Citroen убежден: закрывать предприятия придется не только ему, но и руководителям других автоконцернов.
Одни эксперты считают лишними в Европе десять заводов, другие говорят о пяти - типа фордовского в Генке и опелевского в Бохуме. При этом речь идет, прежде всего, о производителях машин для нижнего и среднего ценовых сегментов.
Именно этот рынок больше всего пострадал от долгового кризиса в еврозоне. Поэтому в особо опасной ситуации сейчас оказались компании, продукция которых традиционно пользовалась повышенным спросом в Италии, Испании и Франции, и которые слишком ориентировались на Европу.