За биржевые сделки придется платить налог
Официальное название отчислений с биржевых операций, о введении которых в начале октября договорились министры финансов стран еврозоны, звучит несколько заковыристо - налог на финансовые трансакции.
Начиная с 2014 года, им предполагается облагать куплю-продажу любых ценных бумаг, имеющихся на финансовом рынке, и взимать его со всех участников торгов - биржевых маклеров, банков, хэдж-фондов и рядовых вкладчиков.
Размер налога, который для простоты стали называть биржевым, будет варьироваться.
При торговле обычными акциями отчисления составят 0,1% с общей суммы, налог на сделки с высокоспекулятивными дериватами, миллионы которых переходят из рук в руки в течение долей секунды, составит 0,01% с оборота.
В поиске кворума
На введении такого налога особенно настаивала Франция, которую после некоторых первоначальных колебаний поддержало и правительство Германии.
В рамках ЕС с его 27 государствами-участниками инициатива этих стран казалась обреченной. Категорически против выступила не только Великобритания, считающая достаточным действующий в отношении лондонской биржи налог на отдельные операции, но и некоторые другие страны, в частности, Швеция.
Необходимого кворума долго не удавалось собрать и в более обозримом коллективе 17 стран еврозоны. И вот после споров и дискуссий, длившихся не один год, на встрече министров финансов еврозоны в Люксембурге о поддержке французско-германской инициативы заявили еще девять государств.
Австрия, Бельгия, Словения, Португалия и Греция были и раньше не против. Теперь с необходимостью введения биржевого налога согласились Эстония, Словакия, Испания и Италия.
Тем самым был достигнут кворум - более девяти стран, при котором Лиссабонский договор позволяет отдельным участникам Евросоюза принимать сепаратные меры, призванные укрепить сотрудничества между ними.
Сомнения остаются
По оценкам аналитиков, общая сумма налоговых отчислений с торгов на финансовых рынках может составить 57 млрд евро. Правда, только тогда, когда новый налог будут взимать во всех странах ЕС, что практически исключено.
Министр финансов Нидерландов Ян Кеес, например, на встрече со своими коллегами категорически отверг такой налог.
"В ходе проведенных трех независимых исследований эксперты пришли к выводу, что биржевой налог будет иметь катастрофические последствия для Голландии. Поэтому мы против", - заявил он.
Франкфуртская биржа. Фото taz.de |
Нет единодушного мнения и в правительстве Германии. В целесообразности введения налога на биржевые операции по-прежнему сомневаются немецкие либералы из СвДП - младшего партнера по правящей с консервативным блоком ХДС/ХСС коалиции во главе с Ангелой Меркель.
Они опасаются, что после введения нового налога участники игры на бирже перенесут операции на торговые площадки, находящиеся за пределами Европы.
Теория и практика
Однако сделать это будет не так просто. В соответствие с проектом, одобренным министрами финансов, биржевой налог будет взиматься с любых операций по купле-продаже, на каких бы финансовых рынках они не проводились.
Главное - прописка. Если участник биржевых торгов резидент Европы, то платить налог ему придется даже в том случае, если акции он купил за тридевять земель.
Считается, что брокеры и вкладчики не станут со всеми своими домочадцами переселяться в Гонконг, чтобы не платить 0,1% со сделок с ценными бумагами.
Некоторые другие детали будущего налога еще только предстоит согласовать. Пока, например, не ясно, на какие цели будут направляться налоговые поступления, и кто будет ими распоряжаться.
Министр финансов Австрии Мариа Фектер предлагает аккумулировать деньги в специальном фонде страхования банковских вкладов.
Комиссия ЕС собирается две трети поступлений направлять в свой бюджет, а остальное оставлять странам-участницам, занижая на соответствующие суммы их вклады в общеевропейскую казну. Министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле хочет пополнять за счет этих сборов национальный бюджет.
Ползучая фрагментация ЕС?
Как считают наблюдатели, урегулировать все разногласия за год будет трудно, а потому намеченный срок введения налога они называют чрезмерно амбициозным. Комментаторы указывают также на риск ускорения уже начавшейся, по их мнению, "ползучей фрагментации" Европейского союза.
Так, к фискальному пакту стабильности до сих пор присоединились только 25 из 27 стран ЕС, в еврозоне - 17 государств, биржевой налог собираются вводить 11.
А Вольфганг Шойбле ратует еще и за формирование из депутатов Европарламента отдельного парламента с бюджетным правом для стран с единой валютой.