Евро-2012: цифры без эмоций

Евро-2012: цифры без эмоций

Четверг, 9 августа 2012, 13:50 -
Найти применение стадионам будет тяжело. Средняя их заполняемость - 40%, в Британии - 90%. Окупаемость новых украинских арен составит не менее 50-60 лет, и только при условии 100-процентной постоянной наполняемости, а это нереально.

Об итогах "Евро-2012" сказано много.

Однако в глаза бросается очевидная тенденция: до проведения чемпионата негативных прогнозов экспертов было значительно больше, чем негативных материалов по итогам "Евро".

Иностранная пресса также сменила гнев на милость в отношении Украины.

Как известно, нагляднее всего ситуацию могут продемонстрировать цифры.

Реклама:

Для этого достаточно воспользоваться открытыми источниками и сравнить несколько базовых цифр в отношении проведенных трех последних евро-чемпионатов - с 2004 года по 2012 год.


"Евро-2004", Португалия

"Евро-2008", Австрия-Швейцария*

"Евро-2012", Украина-Польша**

Доходы UEFA

853 млн евро

1 351 млн евро

1 383 млн евро

Потрачено из госбюджета и других источников

4 млрд евро: 50% расходов - футбольные клубы, 40% - местные власти, по 5% - ЕС и госбюджет

1 млрд евро - Австрия и Швейцария

4 млрд долл (в основном госбюджет)

Доход государства

400 млн евро

450 млн евро

500 млн евро

Количество туристов

600 тыс чел

1 млн чел

1,8 млн чел. За месяц - 8 300 тыс чел

Источник: Украинская правда

* - цифры в отношении двух стран

** - цифры только в отношении Украины

Какие же выводы напрашиваются на основе представленных цифр и опубликованных аналитических докладов экономистов и чиновников Польши и Украины?

1. Совершенно неспроста излучает оптимизм Мишель Платини, заявляя, что "Евро-2012" имело оглушительный успех: на нем УЕФА заработало наибольшую сумму по сравнению с прошлыми чемпионатами - 2004 и 2008 годов.

В принципе, никакой сенсации здесь нет. Традиционно главную прибыль - от продажи телевизионных прав, рекламы и билетов на стадионы - получает УЕФА.

Страны-организаторы могут рассчитывать на доходы от пребывания гостей, продажи товаров с официальными логотипами, а также на экономический эффект от инфраструктурных проектов, отелей, роста туризма.

2. Если Португалию посетило 600 тыс болельщиков, Австрию и Швейцарию вместе взятые - 1 млн, то только одну Украину за месяц проведения "Евро" посетило 1,8 млн болельщиков.

Причем по данным пограничников общее количество въехавших в Украину иностранцев за месяц составило 8,3 млн, что, безусловно, является беспрецедентным рекордом.

 

 

 

 

Фото nsc-olimpiyskiy.com.ua

Оперируя этими цифрами, можно прогнозировать, что об Украине как объекте туризма наконец-то узнали широкие массы иностранных граждан, которые в последнее время слышали о ней преимущественно выдуманные прессой "страшилки".

Небывалое для иностранцев гостеприимство украинцев, безопасность, дешевые транспорт, еда и напитки - все это будет привлекать в Украину все больше туристов.

И, наверное, главной заслугой "Евро-2012" можно назвать то, что Украина в глазах иностранцев перестала быть terra incognita с туристической точки зрения.

Конечно, это совершенно не значит, что Украине надо расслабиться и ждать, что теперь туристы ринутся сюда со всех уголков мира. "Евро-2012" показало и много недостатков, которые могут негативно повлиять на туристическую популярность. Работы еще много.

Футбольные фанаты - нестандартная категория туристов. Большинству из них необходима более качественная сфера обслуживания, более гибкая ценовая политика в отелях, более полная информация о туристических и культурных объектах.

3. Меньше всего потратили на проведение чемпионата Австрия и Швейцария. Португалию часто приводят в пример в качестве неоправданно завышенных затрат и непродуманных проектов: затраченные средства на проведение "Евро-2004" эта страна так и не вернула.

Притом что строительство стадионов - 800 млн евро - на 50% компенсировали футбольные клубы, на 40% - местные власти и на 5% - ЕС. Из госбюджета было выделено лишь 5%.

Украина по расходам сравнялась с Португалией. Это вызвало много неоднозначных и негативных прогнозов в отношении экономики Украины. Однако тревожность ситуации не в том, сколько потрачено, а в том, из каких источников выделено финансирование.

Польше для подготовки к турниру удалось получить средства Европейского союза, около 40% расходов были профинансированы за счет частных инвестиций.

Украина же несла весь финансовый груз почти в одиночку, и основная нагрузка пришлась на госбюджет: 80% общей суммы. Вклад частных инвестиций оказался скромным, хотя ожидался на уровне 70%. Все эти затраты лягут финансовым грузом на экономику страны.

Причина очевидна: плохой инвестиционный климат в стране. Киев продолжает занимать нижние строчки в международных рейтингах инвестиционной привлекательности.

Не добавляет оптимизма инвесторам и отсутствие гарантий прав собственности, государственный прессинг на бизнес, неразвитость государственно-частного партнерства.

 

 

 

 

4. Не признать качественных изменений в инфраструктуре, дорогах, аэропортах, стадионах по всей стране просто невозможно. За время подготовки "Евро" в Украине построено почти 2 тыс километров современных дорог, вокзалы, приобретены скоростные поезда, открыто 70 отелей, пять аэропортов и четыре взлетно-посадочные полосы.

После чемпионата это никуда не исчезнет и будет работать дальше, в том числе - на положительный туристический имидж.

Однако важно решить, как в дальнейшем распоряжаться модернизированными и построенными стадионами, чтобы не повторить ошибок Португалии?

Там, как известно, спортивная арена около города Фару совершенно себя не окупила и даже не имеет таких перспектив. Вот уже несколько лет как этот стадион стоимостью 50 млн евро пустует и ветшает, поскольку у местных клубов, входящих во второй дивизион португальского футбола, нет средств для содержания такого сооружения.

Найти применение стадиону суперкласса тяжело будет и Украине. Средняя заполняемость стадионов в Украине - 40%, в Британии - 90%. По подсчетам экспертов, окупаемость новых украинских арен составит не менее 50-60 лет, и только при условии 100-процентной постоянной наполняемости мест, а это, конечно, нереально.

Тем не менее, "Евро-2012" стал очевидной имиджевой победой для Украины. Этому способствовало гостеприимство народа и царившая удивительная эмоциональная комфортность для иностранцев. Они убедились, что многие европейские страны должны поучиться толерантности у украинского государства.

Кроме того, страна получила колоссальный шанс на развитие туристической отрасли, которая потенциально может стать одной из базовых для отечественной экономики.

В туризме действительно есть потенциал. В развитых странах эта сфера позитивно влияет на развитие 40 смежных отраслей экономики и создает рабочие места для 15-20% населения. Главное - понимание этого властью и чиновниками.

Кстати, в Португалии, которая хоть и понесла экономические убытки от проведения "Евро-2004", существенно выросли доходы от туризма. Ежегодно туристический сектор португальской экономики собирает около 6 млрд евро.

Чем не пример для Украины?

 

 

 

ПРО АВТОРА: Елена Овраменко, депутат Киевсовета

Реклама: