Креативный класс: новая категория общества
Все эти люди - не просто "богемная буржуазия" или "возмущенные". Они могут стать залогом экономического роста и новым доминирующим классом в обществе.
"Креативный и инициативный работник, который ищет место в консалтинге", - так описывает себя Клод.
"Креативный работник 2.0, который доступен для удаленной работы", - говорит о себе Грегуар. В профессиональных социальных сетях типа Linkedin таких "креативщиков" легион.
Десять лет назад Великобритания стала первой страной, которая дала им официальное определение.
"Креативные сферы опираются на индивидуальные творческие способности, умения и талант, обладают потенциалом для создания богатств и рабочих мест путем производства и использования интеллектуальной собственности", - указало Министерство культуры, информации и спорта в 2001 году.
В то же время по другую сторону Атлантики Ричард Флорида выпустил книгу "Подъем креативного класса", которая отмечает свое десятилетие выходом обновленной версии. "Всем тем, кто принимает решения в экономике, совершенно необходимо прочитать ее", - пишет Дилан Джонс-Эванс в The Wales Online.
Дело в том, что основную мысль этой книги можно свести к следующей фразе: "Доступность творческих людей значит для современных предприятий то же самое, что доступность угля и железа для черной металлургии".
По его словам, 30% американцев входят в число "креативных работников". Это ученые, инженеры, архитекторы, дизайнеры, артисты. "То есть люди, задача которых - создание идей, технологий и творческого контента", - пишет он.
Business Insider идет дальше и отмечает, что подъем этого класса объясняется протестом молодежи против финансовой системы Уолл-стрит. Эта молодежь пытается выразить себя в работе и стремится не только к большей зарплате.
"В офисах можно все чаще встретить татуировки и пирсинг, потому что мозг - важнее внешнего вида", - пишет Эшли Луц.
Кадр из фильма "99 франков". Фото 3bf.org |
Как отметил сам Ричард Флорида в интервью The Seatle Times, экономический кризис стал поворотным моментом для этой категории работников. Он пролил свет на ограничения фордизма, который рассматривал сотрудников как материал для строительства домов с помощью ипотечных финансов.
"Пузырь лопнул, и прийти в себя мы сможем только через одно-два поколения. Пока что мы разобщены, и рабочие не скрывают злости при виде преимуществ и престижа креативщиков", - отмечает Флорида.
Среди этих преимуществ - занятость: экономический кризис затронул креативщиков вдвое меньше тех, кому приходится работать своими руками.
Если креативщики воплощают в себе будущее предприятий - в 2010 году в парижском регионе на них приходилось 3% всех рабочих мест, то почему у нас не уделяют больше внимания творческой подготовке?
Именно такой вопрос поставил перед собой крупный производитель ПО Adobe. Как показывают исследования этой компании, 78% сотрудников полагают: креативность - залог экономического роста, однако 80% опрошенных уверены, что от них, прежде всего, требуется производительность, а не творческий подход.
Половина сотрудников говорят, что на работе им предлагают быть креативными, но лишь 31% полагают, что действительно используют свой потенциал. Треть работников отмечают, что им не хватает времени на размышления, и что им нужно время на создание новых концепций.
Как, например, в поисковом гиганте Google, который один день в неделю позволяет сотрудникам работать над проектами по собственному выбору. Эта инициатива дала компании половину всех созданных в ней разработок.
Тем не менее, вина лежит не на одних только предприятиях. В 2007 году эксперт по образованию Кен Робинсон отметил, что школы не в состоянии выявить, и тем более - развить таланты своих учеников. По его словам, людей учат так, чтобы они отказались от творческих задатков.
Фото atlantico.fr |
С этим согласен и Ричард Флорида. Он считает, что школа по сей день отвечает на поставленную в 19 веке задачу: подготовить рабочих. В городах с инновационными университетами, отмечает он, дела обстоят заметно лучше.
"Главное - инвестировать в университеты. Основное отличие между Портлендом и Сиэтлом (колыбель Boeing, Microsoft, Amazon и Starbucks. - Авт.) в том, что в последнем существует образовательное учреждение международного уровня.
Как стать креативщиком? Если вы уже окончили университет - не волнуйтесь: вы все еще можете развить в себе творческую жилку.
Флорида отметил три ключевых момента креативности: индивидуальность, которая позволяет выделиться, стремление упорно работать и открытость к окружающим для создания приятной для всех атмосферы.
Хотя писатель Рита Мэй Браун говорила, что креативность рождается из доверия, и советовала доверять своим инстинктам, предлагаем еще несколько полезных советов от Jackson Free Press.
1. Будьте любознательны. Задавайте себе простые вопросы: "Как я мог бы упростить этот процесс?". Затем остается лишь собрать воедино кусочки мозаики.
2. Будьте организованны. Вдохновение не приходит просто так. Выделяйте себе время, например, 15 минут в день, чтобы поразмышлять о ваших проектах или занимающих вас вопросах, не думайте исключительно о производительности.
3. Воспринимайте каждый проект как полезный опыт - на ошибках учатся.
4. Не бойтесь неизвестности. Быть креативным - значит не знать, как будет развиваться проект или какую новую технику придется изучить.
Оригинал публикации: Les "classes créatives", cette nouvelle catégorie de travailleurs qui a pris le pouvoir grâce à la crise
Перевод на русский: ИноСМИ