Украина напоит россиян
Украина намерена не только напоить россиян вином, но и вытеснить с полок отечественных магазинов продукцию бывших братских республик.
Однако отвоевать значимую долю на российском рынке украинскому производителю может помешать давление тамошних властей, следящих, что пьют граждане.
Интерес к украинскому вину в России был, есть и будет. Интерес исторический, а крымские вина всегда были одними из лучших в Советском союзе.
Пока не забыты традиции, Украина спешит "догнать и перегнать" свои докризисные позиции на российском рынке вина. По итогам 2011 года экспорт в РФ составил 26,7 млн л, тогда как в 2009 году этот показатель был вдвое выше - 60,3 млн л.
"В ближайшем будущем экспорт в эту страну выровняется и постепенно будет набирать обороты", - считает эксперт рынка Андрей Козаченко.
Положительная динамика уже начала набирать обороты. По итогам первых пяти месяцев 2012 года экспорт вин в Российскую федерацию по сравнению с аналогичным периодом предыдущего вырос почти на 16% до 13,1 млн л.
По данным российского Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "Цифра", в январе-мае 2009 года доля украинских вин в импорте в Россию составляла 4%, в 2010 году - 5%, в 2011 году - 6%, а в 2012 - уже 13,4%.
"Это очевидный рост и пятое место среди стран-импортеров", - говорит директор центра Вадим Дробиз. По его словам, в 2012 году восстановились позиции Украины и в поставках в РФ виноматериалов - сырья для производства вин. Страна вышла на второе место по объемам - 15% в импорте.
Особенностью 2011 года стало перераспределение в структуре экспортных поставок в Россию. "Наблюдалось сокращение количества виноматериалов и увеличение доли тихих вин, то есть готовой продукции", - говорит директор ассоциации "Виноградари и виноделы Украины" Сергей Михайлечко.
Аналитики прогнозируют рост активности украинских производителей на российском рынке. Лидер в экспорте - "Инкерманский завод марочных вин" - наращивает объемы поставок. В 2011 году экспорт завода вырос на 160% до 6 тыс л, а за первое полугодие 2012 года - на 180% до 4,2 тыс л.
Сейчас компания хочет зарегистрировать в России названия вин по сортам винограда, из которого традиционно производятся грузинские вина.
Завод сделал заявки на регистрацию товарных знаков "Инкерман саперави", "Инкерман ркацители" и "Инкерман совиньон - ркацители".
"Массандра" - второй крупнейший экспортер по объемам - уже использует аналогичные названия. В частности, среди выпускаемой им продукции, которая поставляется на российский рынок, есть красное сухое вино "Саперави". В России с 2006 года действует запрет на поставки вина и минеральной воды из Грузии.
Фото meta.ua |
"Россия является для нас одним из стратегически важных рынков. В последние два года мы начали уделять особое внимание его развитию, о чем свидетельствует динамика наших продаж", - рассказывает генеральный директор группы компаний Inkerman International Андрей Стрелец.
По его словам, потенциал украинских вин в России огромный. Компания планирует в ближайшие три года утроить объемы продаж в этой стране.
Потребительские предпочтения в Украине и России во многом сходны, поэтому компаниям не нужно выпускать продукт, ориентированный исключительно на российского потребителя. Однако производители не исключают, что в дальнейшем потребуется удовлетворять более узкие запросы.
За пять месяцев 2012 года экспорт вин в РФ в натуральном выражении увеличился на 1,8 млн л, тогда как финансовая емкость экспорта уменьшилась на 2,1 млн долл, что говорит о росте потребления россиянами более дешевого вина.
Однако даже этот факт не умаляет привлекательности российского рынка. Как отмечает Стрелец, украинская продукция в России стоит несколько дороже, чем в Украине, и для этого есть экономические обоснования.
На российском рынке превалирует крепкий алкоголь. Как отмечает Козаченко, в таких условиях и в условиях нехватки сырья и низкой культуры потребления вина российскому винному производителю выживать очень сложно.
"Качество вина российского производства зачастую очень низкое. Украинское экспортное вино качественнее. Его цена в некоторых регионах РФ превышает украинскую в 3,5 раза и является продукцией премиум-класса. Для украинского производителя российский рынок - бездонная бочка", - рассказывает эксперт.
По его словам, при благоприятных урожайных условиях и усовершенствованных технологиях украинские виноделы смогут увеличивать поставки вина в Россию. При этом российский потребитель будет развиваться, и со временем культура потребления вина будет неотъемлемой частью любого жителя соседней страны.
Фото diletant.ru |
Сами россияне скептичны в своих оценках и прогнозах. Виной тому - усиленное госрегулирование отрасли. Как отмечает Дробиз, украинский рынок переживает резкое падение выпуска и потребления вина - за 2,5 года почти в два раза.
Причины - кризис, политика государства и переход потребителей на дешевый крепкий алкоголь: легальный, нелегальный и суррогатный.
"Подобные процессы могут начаться и в России, особенно после запрета любой рекламы вина. В этом случае наше потребление начнет падать, и российский рынок не спасет украинских производителей", - предполагает аналитик.
Сегодня же, по данным "Цифра", на российском рынке потребление вина не растет и остается на уровне 2007-2008 годов - около 7 литров на душу населения в год. При этом в Украине данный показатель несколько лет назад составлял 5 литров, а в 2012 году, прогнозирует центр, снизится до 3 литров.