Колесников придумал бизнес для ЛАЗа
Программа закупки общественного городского транспорта при поддержке бюджетного финансирования фактически провалена, но министру инфраструктуры этого мало.
Борис Колесников начинает работу над новым грандиозным проектом - программой под условным названием "Украинский автобус".
Более 2 млрд грн бюджетных средств будет направлено на закупку междугородных автобусов отечественного производства, которых в стране пока не производят.
Для обеспечения рынка сбыта планируется ликвидировать как класс междугородние маршрутки, поэтому столь дорогой вице-премьеру ЛАЗ даже после "Евро-2012" без работы не останется.
Футбольный чемпионат стал прекрасным поводом для отечественных производителей общественного транспорта продвинуть свои лоббистские инициативы перед правительством.
Особенно это удалось ООО "Львовские автобусные заводы" - ЛАЗ, в особой симпатии к которому участники рынка давно подозревают Бориса Колесникова.
Именно этому предприятию без каких-либо конкурсов и других обременительных процедур досталась львиная доля заказов на городские автобусы и троллейбусы. На их закупку в 2011-2012 годах было выделено 262,5 млн грн.
Впрочем, обещания премьера о полном обновлении автобусных парков города так и остались обещаниями: из задекларированных 2 тыс единиц транспорта было закуплено лишь около 400 для всех четырех городов, принимающих "Евро-2012".
К тому же, в последние месяцы перед чемпионатом картину существенно скорректировал Киев, который получил почти 200 автобусов и троллейбусов за счет кредита ЕБРР. Причем поставщиком выступил не ЛАЗ, а белорусский МАЗ и черкасский "Богдан". Причин неудачи программы оказалось две.
Во-первых, городам не удалось найти достаточно финансирования для закупки техники - бюджетные средства предназначались лишь для покрытия процентов по кредитам.
Во-вторых, ЛАЗ оказался не вполне готов к таким объемам работы: уже с первыми поставками пошли жалобы от заказчиков и рекламации.
2 миллиарда на покупку автобусов
Провал затеи с городским транспортом не останавливает вице-премьера. Наоборот - его идеи становятся все более масштабными. На днях Министерство инфраструктуры опубликовало проект "Государственной целевой экономической программы развития автомобильного транспорта до 2015 года".
Ее принятие, согласно пояснительной записке, должно "повысить качество и уровень безопасности грузов и пассажиров", "ускорить интеграцию в европейское законодательство", решить ряд экологических задач.
Однако основной целью, становится понятным из приложения о финансировании, станет "оптимизация структуры и обновление парка транспортных средств".
Борис Колесников на ЛАЗе. Фото zik.ua |
Именно на оптимизацию - закупку пассажирского транспорта - должно уйти 14 млрд грн из 15 млрд грн, предусмотренных программой.
При этом 12 млрд грн. министерство надеется получить из кредитных источников, а 2 млрд - из госбюджета.
Как и в случае с городскими автобусами, механизм будет такой: заказчик привлекает кредит, а государство за счет бюджета компенсирует ему процентную ставку.
Только теперь предлагается компенсировать полную ставку в размере 15%, тогда как "городская" программа предусматривала компенсацию за государственный счет только половину ставки в размере 14,5%.
Поскольку дело касалось муниципалитетов, единственным банком-заемщиком выступил Ощадбанк.
Купить таким способом планируется 3 397 единиц техники: 2 133 автобуса среднего класса на 60 пассажиров, 720 автобусов большого класса на 100 пассажиров и 544 - особо большого класса на 160 пассажиров.
Условно эти автобусы по назначению можно разделить на пригородные, междугородные и туристические.
На манеже все те же
В программе не сказано, где следует покупать автобусы. Однако ранее в транспортном министерстве заявляли, что готовят механизм субсидирования отечественных производителей пассажирского автотранспорта.
Так, глава департамента автотранспорта Дмитрий Петухов в феврале сообщил, что министерство разработало программу компенсации процентов по кредитам автоперевозчикам для закупки украинских автобусов.
При этом получить для этих целей 600 млн грн в департаменте Петухова надеялись уже в этом году - по его словам, разработаны соответствующие изменения в закон о госбюджете.
Эта цифра совпадает с той, которая встречается в опубликованной программе - именно таковой является сумма компенсаций из расчета на год.
Особой загадки в том, кто получит эту государственную субсидию, нет. Наиболее амбициозные претензии на нишу междугородних автобусов имеет ЛАЗ.
Фото zik.ua |
Еще в 2006 году завод начал выпуск техники, которая должна была положить начало целой линейке транспорта для междугородних перевозок.
Модель ЛАЗа "Лайнер 9" могла называться полутуристическим автобусом: у него длина всего 9,2 м и лишь 24 места для сидения, хотя, в отличие от городских вариантов, он имеет мягкие высокие сиденья.
Однако, как говорят участники рынка, с того времени украинский производитель слабо продвинулся в разработках: иностранных аналогов в Украине еще не выпускают.
"Вся мягкая техника в Украине, - это импорт. Пригородные автобусы покупаем у ЛАЗа, "Богдана", "Эталона", - рассказывает представитель одного из транспортных предприятий.
Правда, в пресс-службе ЛАЗа рассказали, что готовы предложить рынку абсолютно новый междугородний автобус.
"Полгода назад мы завершили разработку версии популярной модели Liner. Это междугородний автобус дальностью до 400 км. Он приспособлен к дорогам с плохим покрытием", - сообщила ЭП пресс-секретарь завода.
По ее словам, в производстве автобусов используются импортные узлы и агрегаты - немецкие двигатели Deutz и Cummins, рулевой механизм ZF. Также автобус комплектуется двигателем экологического стандарта "Евро-5".
Портят радужную картину два "но".
Во-первых, полноценным междугородним автобусом "Лайнер 9" назвать нельзя, поскольку в загородном режиме он способен перевозить не более 35 пассажиров.
Во-вторых, модель еще не опробована. На ЛАЗе сообщили, что поставили несколько таких автобусов украинским потребителям, но серийное производство не пока не запущено.
Фото uk.wikipedia.org |
"Мы надеемся, что программа позволит обновить весь отечественный парк междугородного автомобильного транспорта. Если у заказчиков будут деньги, ЛАЗ полностью покроет эти потребности. Наши мощности позволяют выпускать более 100 единиц разнотипного транспорта в месяц", - обещают на ЛАЗе.
Транспортники имеют свой взгляд на такие перспективы.
"Качество автобусов ЛАЗ не соответствует их цене. Для нас надежнее купить десятилетний "Мерседес" или МАН, чем новый ЛАЗ", - сказал ЭП представитель одного АТП.
С ним согласен президент ВААП Игорь Шкиря: "Украинские перевозчики отечественную технику не покупают. При достаточно скромном качестве у них очень высокая цена".
Доступных маршруток не будет
В случае с покупкой "лазовских" автобусов для городов обеспечить рынок сбыта было проще: потребители - муниципальные власти - покупали то, что им было велено.
Ключевые же игроки рынка междугородных перевозок - частные компании. Однако может случиться, что выбора у них не будет. Сектор может потерять значительную часть транспорта: Колесников хочет изгнать с рынка нелегалов.
Сейчас картина такая. Владельцы парков больших автобусов безнадежно проигрывают конкуренцию "маршрутчикам" на "спринтерах" - популярных микроавтобусах Mercedes, переоборудованных из грузовых в пассажирские.
Специалисты рынка говорят, что один только бизнес на переоборудовании "спринтеров" кормит половину Броваров - именно здесь находится всеукраинский центр преобразования грузовых микроавтобусов в пассажирские.
Нелегалы берут потребителя низкими ценами и близостью к пассажиру: в любом областном центре чуть ли не каждый час просто "от столба" заполненная маршрутка отправляется в столицу или в соседний регион.
Отправление - по мере заполнения, место можно заказать по телефону.
Фото segodnya.ua |
С легальными автобусами все сложнее. По закону они могут отправляться только с автовокзалов и по четкому графику.
Рентабельность там гораздо ниже, а цены выше. Официально маршрутки разрешены лишь на расстоянии менее 150 км, но на деле они используются и на 400-500 км.
Пока борьба вице-премьера с нелегалами не дала видимых результатов.
"Маршрутки, как и раньше, ездят "забитые". ГАИ и Мининфраструктуры ничего не делают, а легальные перевозчики простаивают. Колесников заявил, что крайний срок для "спринтеров" свернуть свою деятельность - 10 мая, после чего их будут ставить на штраф-площадки. В этот же день десять автобусов по расписанию отправились из Сум в Киев, а одновременно с ними - десятки маршруток. Все десять автобусов перевезли аж одного пассажира, а маршрутки никто не остановил", - жалуется представитель Сумского регионального отделения ВААП.
Соотношение легальной и нелегальной ниш рынка впечатляет. По данным того же отделения ВААП, в пиковые сезоны "спринтеры" делают по 120-130 отправлений в сутки только из одного города, перевозя более 2 тыс пассажиров. В месяц - более 60 тыс из одного региона. В масштабах страны - 17 млн пассажиров в год.
Всего в этой нише, по оценкам ВААП, работает до 10 тыс компаний. На фоне такого размаха нелегалов контрастно выглядит рынок легальных перевозчиков, в распоряжении которых всего около 200 междугородних автобусов.
Даже если один автобус будет перевозить не 17, а 60-100 пассажиров, мощностей не хватит. Тогда на сцену и выйдет ЛАЗ, который с учетом льгот от правительства станет безальтернативным вариантом для перевозчиков. Тем более что у власти есть еще один действенный рычаг стимуляции внутреннего спроса.
Сейчас почти все транспортники завозят в страну импортные автобусы, бывшие в употреблении десять лет и более. Сделать такие операции невыгодными просто: достаточно откорректировать регулирующие пошлины на импорт подержанного транспорта. Для Колесникова это нетрудно.
В любом случае, совсем скоро пассажирам придется забыть о любимых маршрутках "у дома" или "от метро" и низкие цены на междугородние поездки.
А с учетом нового формата работы "Укрзализныци" и цен на "высокоскоростные" поезда, к которым, наверное, будут подтягиваться и тарифы легальных автобусов, домоседство будет становиться одной из национальных особенностей.