Колесников придумал бизнес для ЛАЗа

Колесников придумал бизнес для ЛАЗа

Четверг, 7 июня 2012, 15:50 -
Скоро пассажирам придется забыть о любимых маршрутках "у дома" или "от метро" и низкие цены на междугородние поездки. А с учетом нового формата работы "Укрзализныци" домоседство будет становиться одной из национальных особенностей.

Программа закупки общественного городского транспорта при поддержке бюджетного финансирования фактически провалена, но министру инфраструктуры этого мало.

Борис Колесников начинает работу над новым грандиозным проектом - программой под условным названием "Украинский автобус".

Более 2 млрд грн бюджетных средств будет направлено на закупку междугородных автобусов отечественного производства, которых в стране пока не производят.

Для обеспечения рынка сбыта планируется ликвидировать как класс междугородние маршрутки, поэтому столь дорогой вице-премьеру ЛАЗ даже после "Евро-2012" без работы не останется.

Реклама:

Футбольный чемпионат стал прекрасным поводом для отечественных производителей общественного транспорта продвинуть свои лоббистские инициативы перед правительством.

Особенно это удалось ООО "Львовские автобусные заводы" - ЛАЗ, в особой симпатии к которому участники рынка давно подозревают Бориса Колесникова.

Именно этому предприятию без каких-либо конкурсов и других обременительных процедур досталась львиная доля заказов на городские автобусы и троллейбусы. На их закупку в 2011-2012 годах было выделено 262,5 млн грн.

Впрочем, обещания премьера о полном обновлении автобусных парков города так и остались обещаниями: из задекларированных 2 тыс единиц транспорта было закуплено лишь около 400 для всех четырех городов, принимающих "Евро-2012".

К тому же, в последние месяцы перед чемпионатом картину существенно скорректировал Киев, который получил почти 200 автобусов и троллейбусов за счет кредита ЕБРР. Причем поставщиком выступил не ЛАЗ, а белорусский МАЗ и черкасский "Богдан". Причин неудачи программы оказалось две.

Во-первых, городам не удалось найти достаточно финансирования для закупки техники - бюджетные средства предназначались лишь для покрытия процентов по кредитам.

Во-вторых, ЛАЗ оказался не вполне готов к таким объемам работы: уже с первыми поставками пошли жалобы от заказчиков и рекламации.

2 миллиарда на покупку автобусов

Провал затеи с городским транспортом не останавливает вице-премьера. Наоборот - его идеи становятся все более масштабными. На днях Министерство инфраструктуры опубликовало проект "Государственной целевой экономической программы развития автомобильного транспорта до 2015 года".

Ее принятие, согласно пояснительной записке, должно "повысить качество и уровень безопасности грузов и пассажиров", "ускорить интеграцию в европейское законодательство", решить ряд экологических задач.

Однако основной целью, становится понятным из приложения о финансировании, станет "оптимизация структуры и обновление парка транспортных средств".

Борис Колесников на ЛАЗе. Фото zik.ua

Именно на оптимизацию - закупку пассажирского транспорта - должно уйти 14 млрд грн из 15 млрд грн, предусмотренных программой.

При этом 12 млрд грн. министерство надеется получить из кредитных источников, а 2 млрд - из госбюджета.

Как и в случае с городскими автобусами, механизм будет такой: заказчик привлекает кредит, а государство за счет бюджета компенсирует ему процентную ставку.

Только теперь предлагается компенсировать полную ставку в размере 15%, тогда как "городская" программа предусматривала компенсацию за государственный счет только половину ставки в размере 14,5%.

Поскольку дело касалось муниципалитетов, единственным банком-заемщиком выступил Ощадбанк.

Купить таким способом планируется 3 397 единиц техники: 2 133 автобуса среднего класса на 60 пассажиров, 720 автобусов большого класса на 100 пассажиров и 544 - особо большого класса на 160 пассажиров.

Условно эти автобусы по назначению можно разделить на пригородные, междугородные и туристические.

На манеже все те же

В программе не сказано, где следует покупать автобусы. Однако ранее в транспортном министерстве заявляли, что готовят механизм субсидирования отечественных производителей пассажирского автотранспорта.

Так, глава департамента автотранспорта Дмитрий Петухов в феврале сообщил, что министерство разработало программу компенсации процентов по кредитам автоперевозчикам для закупки украинских автобусов.

При этом получить для этих целей 600 млн грн в департаменте Петухова надеялись уже в этом году - по его словам, разработаны соответствующие изменения в закон о госбюджете.

Эта цифра совпадает с той, которая встречается в опубликованной программе - именно таковой является сумма компенсаций из расчета на год.

Особой загадки в том, кто получит эту государственную субсидию, нет. Наиболее амбициозные претензии на нишу междугородних автобусов имеет ЛАЗ.

Фото zik.ua

Еще в 2006 году завод начал выпуск техники, которая должна была положить начало целой линейке транспорта для междугородних перевозок.

Модель ЛАЗа "Лайнер 9" могла называться полутуристическим автобусом: у него длина всего 9,2 м и лишь 24 места для сидения, хотя, в отличие от городских вариантов, он имеет мягкие высокие сиденья.

Однако, как говорят участники рынка, с того времени украинский производитель слабо продвинулся в разработках: иностранных аналогов в Украине еще не выпускают.

"Вся мягкая техника в Украине, - это импорт. Пригородные автобусы покупаем у ЛАЗа, "Богдана", "Эталона", - рассказывает представитель одного из транспортных предприятий.

Правда, в пресс-службе ЛАЗа рассказали, что готовы предложить рынку абсолютно новый междугородний автобус.

"Полгода назад мы завершили разработку версии популярной модели Liner. Это междугородний автобус дальностью до 400 км. Он приспособлен к дорогам с плохим покрытием", - сообщила ЭП пресс-секретарь завода.

По ее словам, в производстве автобусов используются импортные узлы и агрегаты - немецкие двигатели Deutz и Cummins, рулевой механизм ZF. Также автобус комплектуется двигателем экологического стандарта "Евро-5".

Портят радужную картину два "но".

Во-первых, полноценным междугородним автобусом "Лайнер 9" назвать нельзя, поскольку в загородном режиме он способен перевозить не более 35 пассажиров.

Во-вторых, модель еще не опробована. На ЛАЗе сообщили, что поставили несколько таких автобусов украинским потребителям, но серийное производство не пока не запущено.

Фото uk.wikipedia.org

"Мы надеемся, что программа позволит обновить весь отечественный парк междугородного автомобильного транспорта. Если у заказчиков будут деньги, ЛАЗ полностью покроет эти потребности. Наши мощности позволяют выпускать более 100 единиц разнотипного транспорта в месяц", - обещают на ЛАЗе.

Транспортники имеют свой взгляд на такие перспективы.

"Качество автобусов ЛАЗ не соответствует их цене. Для нас надежнее купить десятилетний "Мерседес" или МАН, чем новый ЛАЗ", - сказал ЭП представитель одного АТП.

С ним согласен президент ВААП Игорь Шкиря: "Украинские перевозчики отечественную технику не покупают. При достаточно скромном качестве у них очень высокая цена".

Доступных маршруток не будет

В случае с покупкой "лазовских" автобусов для городов обеспечить рынок сбыта было проще: потребители - муниципальные власти - покупали то, что им было велено.

Ключевые же игроки рынка междугородных перевозок - частные компании. Однако может случиться, что выбора у них не будет. Сектор может потерять значительную часть транспорта: Колесников хочет изгнать с рынка нелегалов.

Сейчас картина такая. Владельцы парков больших автобусов безнадежно проигрывают конкуренцию "маршрутчикам" на "спринтерах" - популярных микроавтобусах Mercedes, переоборудованных из грузовых в пассажирские.

Специалисты рынка говорят, что один только бизнес на переоборудовании "спринтеров" кормит половину Броваров - именно здесь находится всеукраинский центр преобразования грузовых микроавтобусов в пассажирские.

Нелегалы ​​берут потребителя низкими ценами и близостью к пассажиру: в любом областном центре чуть ли не каждый час просто "от столба" заполненная маршрутка отправляется в столицу или в соседний регион.

Отправление - по мере заполнения, место можно заказать по телефону.

Фото segodnya.ua

С легальными автобусами все сложнее. По закону они могут отправляться только с автовокзалов и по четкому графику.

Рентабельность там гораздо ниже, а цены выше. Официально маршрутки разрешены лишь на расстоянии менее 150 км, но на деле они используются и на 400-500 км.

Пока борьба вице-премьера с нелегалами не дала видимых результатов.

"Маршрутки, как и раньше, ездят "забитые". ГАИ и Мининфраструктуры ничего не делают, а легальные перевозчики простаивают. Колесников заявил, что крайний срок для "спринтеров" свернуть свою деятельность - 10 мая, после чего их будут ставить на штраф-площадки. В этот же день десять автобусов по расписанию отправились из Сум в Киев, а одновременно с ними - десятки маршруток. Все десять автобусов перевезли аж одного пассажира, а маршрутки никто не остановил", - жалуется представитель Сумского регионального отделения ВААП.

Соотношение легальной и нелегальной ниш рынка впечатляет. По данным того же отделения ВААП, в пиковые сезоны "спринтеры" делают по 120-130 отправлений в сутки только из одного города, перевозя более 2 тыс пассажиров. В месяц - более 60 тыс из одного региона. В масштабах страны - 17 млн ​​пассажиров в год.

Всего в этой нише, по оценкам ВААП, работает до 10 тыс компаний. На фоне такого размаха нелегалов контрастно выглядит рынок легальных перевозчиков, в распоряжении которых всего около 200 междугородних автобусов.

Даже если один автобус будет перевозить не 17, а 60-100 пассажиров, мощностей не хватит. Тогда на сцену и выйдет ЛАЗ, который с учетом льгот от правительства станет безальтернативным вариантом для перевозчиков. Тем более что у власти есть еще один действенный рычаг стимуляции внутреннего спроса.

Сейчас почти все транспортники завозят в страну импортные автобусы, бывшие в употреблении десять лет и более. Сделать такие операции невыгодными просто: достаточно откорректировать регулирующие пошлины на импорт подержанного транспорта. Для Колесникова это нетрудно.

В любом случае, совсем скоро пассажирам придется забыть о любимых маршрутках "у дома" или "от метро" и низкие цены на междугородние поездки.

А с учетом нового формата работы "Укрзализныци" и цен на "высокоскоростные" поезда, к которым, наверное, будут подтягиваться и тарифы легальных автобусов, домоседство будет становиться одной из национальных особенностей.

Реклама: