Президент Украины о ядерной безопасности, МВФ и российском газе
Украина платит самую высокую цену за газ в Европе, и это абсолютно безосновательно. Переговоры с Россией, которые продолжаются уже два года, ни к чему не привели. Украине пришлось сократить потребление газа. Это является прямым следствием этих переговоров.
Перед президентом Украины Виктором Януковичем стоят большие политические и экономические проблемы дома, но поездка в Южную Корею на саммит по ядерной безопасности дала украинскомц лидеру короткую передышку.
Усилия Украины по избавлению от запасов высокообогащенного урана были признаны участниками саммита одним из самых главных достижений страны. Высокообогащенный уран широко используется на атомных электростанциях, в исследовательских центрах, а в модифицированном виде - и в больницах. Но он также опасен в виде топлива для ядерного оружия.
Тем временем, опыт Украины, пережившей худшую в мире атомную катастрофу - взрыв на Чернобыльской АЭС в 1986 году - придает ей большое значение на встречах, посвященных атомной энергии и безопасности.
Саммит по ядерной безопасности в Сеуле стал второй встречей в дипломатическом процессе, инициированном два года назад президентом США Бараком Обамой (Barack Obama) с целью снизить угрозу ядерного терроризма.
В кулуарах саммита Янукович встречался с Обамой, президентом КНР Ху Цзиньтао (Hu Jintao), российским президентом Дмитрием Медведевым и лидерами Азербайджана, Финляндии, Литвы и Вьетнама.
В среду в интервью Wall Street Journal Янукович обсудил важность усилий Украины в вопросе ядерной безопасности, а также поделился своим видением двух важнейших экономических проблем, с которыми столкнулась его страна.
Фото прес-служби президента |
Вот выдержки из интервью:
WSJ: Почему для Украины было так важно избавится от высокообогащенного урана (ВОУ)?
Янукович: Украина является постоянным сторонником ядерного разоружения и ограничения количества ядерного оружия. С первых лет независимости Украина неоднократно заявляла о своем намерении избавиться от ядерного оружия. Мы поддерживаем инициативу президента Обамы. Мы приняли решение удалить весь высокообогащенный уран с территории нашей страны, так как мы верим, что это является частью нашей безопасности. Сделав это, мы внесли свой вклад в то, чтобы сделать мир более безопасным. Теперь я могу заявить, что ситуация с безопасностью на Украине улучшилась. В настоящий момент не существует угрозы террористического нападения на Украину и весь регион, так как все ядерные материалы были вывезены из страны. Остатки не предоставляют угрозу для страны и не являются привлекательными для террористов как материал для производства ядерного оружия.
- Что стране необходимо сделать для того, чтобы осуществить переход на низкообогащенный уран, который используется для медицинских изотопах?
- Что касается технологии для производства изотопов из низкообогащенного урана, то существует договоренность между Украиной и США о проведении исследований в данной сфере. Вскоре мы начнем строительство исследовательского центра.
- Украина является примером для других стран в вопросе сокращения запасов высокообогащённого урана. Вы будете присоединиться к призывам США и России вернуться к ВОУ?
- Те страны, что продолжают хранить высокообогащённый уран на своей территории, руководствуются своими принципами. Это их дела, так как они являются независимыми странами. За время, прошедшее между саммитами в Вашингтоне и Сеуле, люди начали понимать проблему ядерной безопасности. Было проведено множество встреч, посвященных теме ядерной безопасности, проводится серьезная работа. Я уверен, усиление ядерной безопасности должно быть обязательным. Это понятно и без обсуждения.
Я помню, когда мы организовывали саммит в Киеве в мае 2011 года, многие страны приехали на Украину. Саммит также стал показательным событием, так как тогда было собрано 100% средств, необходимых для избавления от угроз, связанных с Чернобыльской АЭС.
Сегодня большая часть стран понимает темы повестки по ядерной безопасности. На следующем саммите в Голландии в 2014 году нам предстоит иметь с этим дело. Но странам главное не терять время между настоящим и будущим и стараться предпринимать все усилия для того, чтобы вывести ядерную безопасность на более высокий уровень.
- Украина в настоящий момент участвует в переговорах о газе с Россией, а также появилась информация о том, что существует перспектива реструктуризации долга Международному валютному фонду. Это тяжелые экономические проблемы. Как вы их оцениваете в настоящей момент?
- Если позволите, я бы хотел завершить первую тему.
После моей встречи с президентом Обамой мы пришли к выводу, что уровень доверия между нами растет. Мы доверяем друг другу. Все дела, составляющие нашу повестку, будут завершены. Это первый момент, который я хотел озвучить.
26 апреля мы должны начать строительство нового саркофага над Чернобыльской АЭС. Эта станция продолжает быть источником угрозы, и не только для Украины, но и для всего мира.
На конференции в прошлом году, посвященной 25-й годовщине трагической аварии на Чернобыльской АЭС, мы выступили с инициативой создать исследовательский и учебный центр в районе Чернобыля. У нас есть собственный опыт по борьбе с последствиями ядерных трагедий. Я уверен, мы можем создать этот центр. Хорошо было бы привлечь Японию для совместной работы над проектом. У этой страны также колоссальный опыт борьбы с последствиями ядерных трагедий. Эта инициатива находится в первых строчках повестки, и я ее озвучил на саммите в Сеуле.
Что касается вопроса по газу, то это сложная и болезненная тема для нашей страны.
Украина платит самую высокую цену за газ в Европе, и на это нет причины, это абсолютно беспочвенно. Переговоры с Россией, длящиеся уже два года, ни к чему не привели. Украине пришлось сократить потребление газа. Это является прямым следствием этих переговоров. В будущем мы собираемся придерживаться политики сокращения потребления. А также запустим процесс замещения газа углем с использованием спецтехнологий. По этой причине нам нужны инвестиции. И, конечно же, мы займемся диверсификацией поставщиков газа. В то же время нас не покидает надежда, что переговоры с Россией приведут к хорошему результату.
Что касается отношений с МВФ, то они выстроены как партнерские и являются прозрачными. Фактически, мы выполняем все условия МВФ, кроме одного, согласно которому мы должны повысить тариф на газ для потребителей на 50%.
А мы не можем согласиться на подобное требование, так как нынешние тарифы уже высокие, если не сказать, что слишком высокие. Все остальные требования выполнены, и мы надеемся, что в долгосрочной перспективе мы достигнем соглашения. Мы продолжим работать по текущей программе. Этот пересмотр договора не входит в сегодняшнюю повестку дня. Украина крайне ответственно подходит к своим внешним обязательствам, выплачивая и обслуживая свои долги всегда вовремя. Экономика стабильна, видны показатели роста. Последние два года экономика показала стабильный рост. В 2012 году мы оптимистично смотрим на экономику и внутреннюю ситуацию в стране. Оптимизм – это главное слово.
Оригинал публикации: Ukraine’s President in Q&A on Nuclear Safety, IMF, Russian Gas
Перевод на русский: ИноСМИ