Интернет в России теснит телевидение
Парламентская и президентская кампании выявили, по мнению экспертов, большие перемены на российском медиарынке. Интернет как источник информации и средство агитации становится в России реальным конкурентом телевидения.
Социологи и эксперты в области масс-медиа расходятся в точных оценках масштабов интернет- и телеаудитории в России, но солидарны в одном: активное перетекание телезрителей в Сеть является свершившимся фактом. В преддверии президентских выборов эта тенденция, полагают аналитики, становится особенно важной, ведь под ее влиянием меняются политические приоритеты избирателей.
66% избирателей - в интернете
По оценкам социологов, перед предыдущими выборами президента пользователями интернета были всего 10-15 процентов россиян. За четыре года их число значительно выросло. "По нашим данным, интернетом сегодня пользуются 35-40 процентов жителей страны. Около 20 процентов регулярно читают новости в Сети и порядка 80 процентов смотрят новости на федеральных телеканалах. В Москве ситуация иная: около 45 процентов жителей столицы узнают новости в интернете", - рассказал DWэксперт "Левада-центра" Денис Волков.
Известный блогер, медиадиректор компании SUP (она владеет "Живым журналом") Антон Носик приводит другие данные. По его словам, максимального доверия заслуживает исследование Фонда общественного мнения (ФОМ), который в январе 2011 года подсчитал, что в России интернетом пользуются 53 миллиона человек. "В то же время ФОМ говорит, что годовые темпы роста числа пользователей составляют 25%, - заявил Носик DW. - Получается, что сегодня в Сеть выходят уже 66 миллионов взрослых россиян, а в списках избирателей у нас 100 миллионов. Иными словами, две трети избирателей черпают информацию в интернете".
Телезрители не верят тому, что видят на экранах
Оставшиеся 34 миллиона - это те, кто по каким-то причинам не имеют доступа в интернет. Тем не менее и они не склонны слепо доверять той информации, которую берут из зачастую их единственного источника. По данным репрезентативного соцопроса, проведенного в феврале 2012 года по заказу русской редакции DWИнститутом изучения рынка и общественного мнения IFAK, среди 1000 россиян, лишь 21% респондентов верит, что госканалы будут честно рассказывать о президентских выборах. При этом почти половина респондентов не верит тому, что информация будет объективной.
Падение доверия к телевидению отмечают и в "Левада-центре". "В октябре 2011 года в ходе нашего опроса 48% россиян заявили, что "не вполне" доверяют традиционным СМИ, 17% сказали, что "совсем" не доверяют, и 30% - что доверяют "вполне", - рассказал Денис Волков. При этом тенденция налицо: если в 2007 году о своем разочаровании в телевидении заявили 19% россиян, то в 2011 году - уже 23%.
Интернет проникает в телевизоры
Тем не менее, указывает директор Национального исследовательского центра телевидения и радио Алексей Самохвалов, из-за невысокого распространения интернета в регионах и в силу масштабов России телевидение продолжает играть ведущую роль в предвыборной агитации.
"Другое дело, что в стране наметилась тенденция по взаимопроникновению интернета и телевидения", - отметил Самохвалов.
О наличии такой тенденции свидетельствует, в частности, активное развитие интернет-сайтов крупных телеканалов, которые создают свои онлайн-проекты.
Происходит и масштабное проникновение интернет-контента на телеэкраны. "Это новый тренд. Раньше, если информация о событии не попадала на экран, для населения его не существовало", - объясняет Денис Волков. Сегодня, по его словам, благодаря интернету возникают сюжеты, которые невозможно утаить, и они начинают прорываться на центральное телевидение. "Так было не только с митингами оппозиции, но и с Химкинским лесом. То же касается и лидеров - если раньше Алексея Навального знал примерно один процент населения, то сейчас о его существовании благодаря телевидению узнали многие", - добавляет Волков.
Кто раскрутил интернет-маховик
По мнению Антона Носика, власти недооценивают значение Всемирной сети. В своем блоге Носик рассказал о случае, происшедшем с ним на Первом канале. После записи 70-минутной дискуссии ее участникам, в том числе Антону Носику, сообщили, что она в эфир не пойдет, но, может быть, будет выложена без купюр в интернете. "Чем они руководствуются - непонятно, потому что совершенно очевидно, что интернет-аудитория значительно шире", - так блогер прокомментировал эту историю DW. А вот телевизор, по его выражению, здравомыслящие люди не смотрят.
По мнению руководителя дирекции программ мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов, эксперта ассоциации «Голос» Аркадия Любарева, в нынешнем избирательном цикле роль интернета усилилась еще и потому, что возрос интерес к политике у молодежи, то есть у основных пользователей Сети.
"Мы это почувствовали, потому что стали получать больше информации о нарушениях на выборах из интернета, она стала более документированной, появилась возможность размещать видеоматериалы, так что интернет стал играть большую роль в организации протестных действий", - подвел итог Любарев.
Оригинал публикации: Deutsche Welle