От добывающей компании к национальной энергетической платформе: "Нафтогаз" представил стратегию до 2030 года
На днях "Нафтогаз" вышел с новой стратегией, которой заявил, что хочет стать эффективной энергетической платформой для потребителей.
Реализуя этот план, компания будет двигаться в трех направлениях: увеличение добычи газа в Украине, реализация инициатив, связанных с уменьшением влияния на изменение климата, и улучшение своих компетенций в части работы с потребителями.
Предыдущие 6 лет деятельности компании были отданы реформам рынка газа, но теперь - когда рынок становится на ноги - время для "Нафтогаза" измениться и сделать большой шаг вперед. В случае успеха украинцы выигрывают от увеличения доходов бюджетов всех уровней на 361 млрд грн., а государство - от роста ВВП на 438 млрд грн.
Что именно подтолкнуло госкомпанию к такому решению и каким будет "Нафтогаз" будущего? Анализируем стратегию изменений компании до 2030 года.
Украина - единственная страна, чья ресурсная база позволит расти в добыче газа в ближайшие годы
Этому есть достаточно убедительное объяснение. Пока другие страны, традиционно признанные лидерами газодобычи в Европе, разрабатывали и тратили свою ресурсную базу, в Украине добыча не очень-то возрастала. В прошлые годы это было потерей, однако теперь это становится возможностью.
"Украина является страной с чрезвычайными запасами газа. Мы об этом знаем, но и международные эксперты это признают. Нефтегазовый сектор Украины предлагает нам удивительные возможности. Если мы посмотрим на другие страны Европы, добыча газа там снижается. Это же мы видим в Украине в последние годы. Но только Украина имеет потенциал наоборот наращивать эту добычу, ведь она имеет ресурсную и резервную базу. Подключив инвестиции, мы сможем расти. Мы являемся зоной роста в рамках всего Европейского Союза. Признавая это, международные инвесторы и компании планируют впоследствии стать нашими партнерами. Сейчас мы находимся в процессе переговоров с несколькими сторонами ", - объясняет главный исполнительный директор "Нафтогаза" Отто Ватерландер.
Добыча углеводородов в Европе сильно пострадала от ценовых колебаний на рынке в 2019-2020 годах, а окончательно сектор пострадал от ковидной пандемии и значительного снижения потребления энергоресурсов. 2020 был сложным для всей нефтегазовой сферы, отрасль начинает приходить в себя только сейчас. "Нафтогаз", как часть мировой истории, не стал исключением.
"Это был очень сложный год - не только для "Нафтогаза", но и для всей нефтегазовой сферы. И в этих условиях "Нафтогаз" существует и действует. Мы не можем влиять на цены на рынке, мы должны их принимать такими, какие они есть. Мы почувствовали кризис: не только цены снизились, но и наши потребители не всегда нам платили", - сказал финансовый директор компании Питер ван Дрил.
Если посмотреть на темпы восстановления, то Европа не так быстро оздоравливается от последствий кризиса, как, например, рынки Востока - Индии или Китая. Более того, ЕС даже в сложных условиях не отказывается от "зеленого" курса и пересматривает свое потребление традиционной энергетики в сторону уменьшения: мы видим, что более значимыми становятся возобновляемые источники энергии. Сокращаются и нефть, и уголь, и даже относительно климатически нейтральная атомная генерация. Но для газа есть хорошие новости - он, как "переходное" топливо, будет оставаться в фаворе на энергетических рынках еще долго.
"Газ остается одним из основных источников генерации энергии на планете - и останется им еще долго. Поэтому "Нафтогаз" остается на хороших позициях. Вместе с тем, мы стремительно должны увеличить свою эффективность - это программа, которую мы начали еще в прошлом году. И это очень важно, если мы хотим добиться успеха в нашей стратегии. Ведь мы хотим повлиять на энергетический путь не только нашей страны, но и стран вокруг", - сказал Питер ван Дрил.
Если Украина не потеряет свой шанс и выйдет на газовый рынок Европы в ближайшие несколько лет, то отечественная добыча газа получит свой ренессанс - первый за время независимости нашего государства.
Исполнительный директор Ассоциации газодобывающих компаний Украины Артем Петренко отмечает, что увеличение газодобычи в стране является вполне реальной задачей, но при условии, что внешние факторы будут этому способствовать.
"Отмечу, что ключевым фактором для газодобытчиков - как государственных так и частных компаний - является стабильность налоговой политики, неизменность правил игры, улучшение регуляторной среды и недопущения дополнительного фискальной нагрузки на отрасль", - подчеркивает эксперт.
Климатическая нейтральность "Нафтогаза"? Это возможно?
Уже упомянутый климатически нейтральный курс, зафиксированный в европейском "зеленом" соглашении, заставляет страны коренным образом перестраивать свою экономику. Если Украина и "Нафтогаз" хотят запрыгнуть в этот "зеленый" поезд к низкоуглеродному будущему, то одних только мыслей о потребности Европы в газе будет мало.
"Низкоуглеродное направление является важным. Любая нефтегазовая компания сейчас в мире понимает, что выход на биржу и работа с конечным клиентом невозможна без выполнения глобальной задачи по уменьшению выбросов углерода, уменьшению негативного воздействия на окружающую среду и достижению климатической нейтральности", - отметил Андрей Коболев.
Именно это спровоцировало госкомпанию выбрать путь трансформации настолько кардинальный, что уже в 2030 году "Нафтогаз" планирует продавать не менее четверти "зеленой" энергии в общем объеме товарной продукции. Придется также перестраивать бизнес-процессы, уменьшая, где это возможно, выбросы углерода.
"Мы, как компания, собираемся отвечать целям Парижского соглашения. Прежде всего, это означает снижение эмиссии углерода от нашей деятельности, а следовательно - изменения подходов при оказании услуг нашим потребителям. Это повлияет на весь наш портфель. Мы будем внедрять "зеленые" и экологически дружественные виды бизнеса. Прежде всего, это - ветрогенерация. Украина имеет большой потенциал к развитию ВЭС в оффшорах. Мы, как компания, выходящая в разведку газа на шельфе, рассматриваем для себя эти перспективы. Всемирный банк оценивает возможности причерноморской зоны нарастить до 460 ГВт энергии ветра. Украина с этого портфеля располагает 250 ГВт возможностей", - сказала советник председателя правления НАК Лана Зеркаль.
В беседе она уточняет, что речь не только о планах на будущее - "Нафтогаз" уже имеет "зеленые" энергетические активы, находящиеся на стадии достройки.
А зачем все это потребителю?
Будем откровенны: потребителя не слишком интересуют амбициозные планы по наращиванию добычи газа или использованию новых "зеленых" энергетических мощностей, если это пойдет в разрез с улучшением сервиса и стабилизацией цен. Но впрочем, как следует из стратегии "Нафтогаза", он планирует стать социально и клиентоориентированной компанией. НАК стремится не просто измениться, а стать национальным оператором по поставке энергоуслуг промышленности и населению.
"Наша задача заключается в том, чтобы стать национальным поставщиком энергетических услуг. Это очень глобальная идея, потому что мы хотим предоставлять не только газовый, но и все другие ресурсы, которые нужны нашим потребителям", - сказал директор ООО "Газоснабжающая компания "Нафтогаз Украины" Максим Рабинович.
Стратегия НАК охватывает не только газ, тепло и электроэнергию - традиционные и привычные ресурсы для всех потребителей, но еще и биоэнергетику и использование водорода. Рядом с наращиванием количества имеющихся энергоуслуг, компания будет внедрять еще и энергоэффективность - ведь это напрямую влияет на уменьшение платежек, улучшение качества и улучшение показателей климатической нейтральности.
С таким предложением "Нафтогаз" планирует охватить не менее 30% рынка. При этом будут предоставлены конкурентные возможности и для других поставщиков. По словам Отто Ватерланденра, компания готова продавать 15% ресурса собственной добычи на бирже.
"Поставки газа пока - новый бизнес, но мы уже достигли определенных успехов. В будущем мы хотим выйти на рынки других источников энергии: тепло, электроэнергия, хотим построить удобный бизнес", - прокомментировал Андрей Коболев.
В "Нафтогазе" объясняют, что 30-35% украинских потребителей хватит для ведения эффективного бизнеса и избавит компанию от чрезмерной заинтересованности со стороны антимонопольных органов, которые не приветствуют концентрацию более чем трети рынка в одних руках.
А чтобы сделать газ более доступным для украинцев, компания, рядом с добычей, будет развивать направление трейдинга. Эффективная продажа ресурса собственной добычи и импортного газа даст в сумме лучшее ценовое предложение. Например, позволит сформулировать годовую цену, которая будет защищать потребителей от сезонных скачков цен.
"Мы хотим увеличить компетенцию в трейдинге и вернуть себе статус крупнейшего трейдера газа на оптовом рынке, который по своей сути будет выполнять роль банка или страховки для всего рынка, сглаживая ценовые пики. Этот навык дает возможность гарантировать и лучшие цены, и всегда имеющийся ресурс", - заверил председатель правления "Нафтогаза".
Как новая стратегия учла уроки программы 20/20"?
"Нафтогаз" стал более независимым в своих действиях. Теперь для одобрения стратегии развития компании не требуется утверждение и постоянное менторство правительства, достаточно одобрения от наблюдательного совета компании. Этому способствует обновленный устав компании, утвержденный Кабмином в октябре 2020 года.
Как известно, ранее НАК "Нафтогаз Украины" уже пытался утвердить свои стратегические документы в 2014 и 2017 годах. Первый назывался "Стратегические цели НАК "Нафтогаз Украины", второй - стратегия "Доступная энергия для Украины". Однако правительство их не поддержало. Вместо этого компания должна двигаться в направлении, заданном правительственным планом о "20/20", который предусматривал, что в 2020 году государственный газодобытчик "Укргаздобыча" (дочка "Нафтогаза") выдаст на гора 20 млрд кубометров газа. К сожалению, здесь не сложилось: средства на программу были потрачены, оборудование для газодобычи - закуплено, а вот реальных возможностей для разработки недр компания так и не дождалась. То есть, правительство задало направление, поставило цели, но не выполнило те задачи, которые зависели от него.
"Взгляд в прошлое очень важен. Нам удалось кардинально изменить парк нашего оборудования, инвестировать в это существенные деньги. Но условия, заложенные в 20/20 о предоставлении новых лицензий, упрощение налогового кодекса, о подписании новых соглашений о разделении продукции не были выполнены. С 19 условий, заложенных в программу, полностью и своевременно было выполнено только одно. Все остальные выполнялись или позже, или так и остаются невыполненными", - отметил председатель правления компании Андрей Коболев.
Да, "Нафтогазу" больше не нужно утверждать в Кабмине свою стратегию, достаточно одобрения наблюдательного совета компании - а оно уже получено. Однако правительство, как акционер компании, все равно должно высказать свое мнение по трансформаций госкомпании.
"Документ был утвержден наблюдательным советом "Нафтогаза" и в ближайшее время будет направлен на рассмотрение нашего акционера - Кабинета Министров", - сказал Коболев.
А еще от правительства зависят правила игры, которые или будут способствовать обновлением компании, или таки приведут к повторению 20/20. Необходимо довести рыночные реформы до логического завершения и предоставить желающим добывать газ в Украине стимулы и гарантии. Отметим, что существенные сдвиги уже есть. Например, в конце 2020 года "Нафтогаз" получил в свое распоряжение 4 подписанные соглашения о разделе продукции, компанию "Надра Юзовская", а также Черноморский шельф. Этим правительство предоставило существенную поддержку госкомпании, которая планирует в следующее десятилетие сохранить и приумножить свои газовые активы.
"Газовый бизнес в корпоративном портфеле оставаться наиболее важным и наиболее значимым. Соответственно, мы хотим увеличить добычу. Но мы хотим увеличить его в экономически целесообразный способ - используя те возможности, которые мы получили в прошлом году ", - рассказал Коболев.
Что говорят эксперты о новом курсе госкомпании?
В Ассоциации газодобывающих компаний Украины приветствуют курс на увеличение газодобычи и наращивания базы разведанных запасов, усиление энергетической безопасности, предлагаемых стратегией госкомпании.
"Как показала Группа "Нафтогаз" в своей бизнес-стратегии, наращивать объемы добычи украинского газа компания планирует за счет разработки нефтегазовых площадей согласно четырех подписанных соглашений о разделе продукции, Юзовского участка и шельфа Черного моря. По моему убеждению, сосредоточение капитальных инвестиций на новых площадях является хорошей идеей, которая может принести хорошие результаты в будущем, ведь хорошо известно о потенциале этих участков. Не менее важным для Группы является привлечение международных инвесторов, в частности для освоения оффшора. Мы всячески приветствуем приход иностранных игроков в разведку и добычу углеводородов, ведь они принесут в Украину международный опыт и современные технологии ", - сказал Артем Петренко.
Президент аналитического центра DiXi Group Елена Павленко добавляет, что заложенные в стратегии направления соответствуют интересам Украины.
"Стратегия НАК выглядит довольно амбициозной и сложной, поскольку потребует от компании меняться сразу в нескольких направлениях. Относительно направления ритейла и планов компании выстраивать работу через сеть партнеров, такой подход считается хорошей практикой, поскольку более мобильные и гибкие партнеры смогут быть более конкурентными на рынках снабжения, чем большая компания. Два других направления - наращивание добывающего потенциала и развитие низкоуглеродного бизнеса - являются такими, которые отвечают стратегическим интересам Украины. Но поскольку это проекты, которые будут требовать больших инвестиций, компании важно быть максимально прозрачной в презентации как более детальных планов реализации, так и отчетности об их выполнении" , - сказала Павленко.
Какова цена газовой "победы" ?
Удастся ли "Нафтогазу" соблюсти свои планы и сделать Украину региональным лидером по добыче газа? Ответ, очевидно, лежит в синергии усилий компании, правительства, парламента и привлеченных партнеров. Однако на сегодня потенциальные выгоды выглядят очень привлекательными.
По словам председателя правления НАК Андрея Коболева, успех "Нафтогаза" оценивается в почти 300 тыс. новых рабочих мест, увеличение доходов бюджетов на 361 млрд грн. и рост ВВП на 438 млрд грн.
При этом, вложения в добычу газа будут расти ежегодно: в 2021-м эта сумма составит - 0,9 млрд долл., А в 2030 - уже 2,7 млрд долл.
"В течение пяти последующих лет наш бизнес-план предусматривает, что в добычу, в upstrem, мы инвестируем 7,3 млрд долл., А в последующие пять лет удвоим эту сумму", - заверил Питер ван Дрил.
Он добавил, что доля инвестиций в новые месторождения с 2023 превысит вложения в уже разведанные, а к финансированию планов будут привлекать инвесторов.
И, что самое важное, это именно тот случай, когда конечным бенефициаром всех этих выгод является не олигархи или неизвестные иностранные владельцы, а сама Украина.