Долговой кризис — пробить дно или оттолкнутся от него
Сейчас объем таких неплатежей на энергетических рынках Украины вплотную подобрался к 150 млрд грн. Из них 78% (114 млрд грн) это неурегулированные платежи за газ, а остальные 22% (31 млрд грн) – за электроэнергию. Этот долговой "навес" сдерживает развитие энергетического рынка Украины. Поэтому будущее рынка электроэнергии и природного газа во многом будет зависеть от решения вопроса долгов.
Долги: напряжение и давление
Долги за энергоносители и услуги по их доставке уже превышают годовой денежный объем энергетических рынков. Следует уточнить, что почти вся задолженность связана с действием положений ПСО – как на рынке электроэнергии, так и на газовом. Так вот, годовой денежный эквивалент ПСО сегмента на рынке электроэнергии составляет 36 млрд грн, а по газу – 72 млрд грн (в действующих ценах).
Такие внушительные дисбалансы создают критическое напряжение не только в энергетике, но и опасны для макроэкономической стабильности страны.
Во-первых, огромный объем неплатежей по всей цепочке от производства электроэнергии и добычи газа до конечных потребителей создал дефицит средств у всех участников рынка – от энерготранспортных предприятий (операторы распределения), до операторов рынков ("Энергорынок" и Оператор ГТС) и производителей электроэнергии и добычников. Прямой результат – проблемы с генерацией электроэнергии и снижение добычи газа.
Во-вторых, на рынки с таким огромным долговым "козырьком" привлечение инвестиций исключено. Это значит, что не будет никаких решений системных проблем, которые нарастают во всех сегментах – и в генерации электроэнергии и в добыче газа, и в транспортировке и распределении электроэнергии и газа (подробнее о проблемах – см. здесь и здесь).
В-третьих, перегруженные долгами энергетические и газовые компании не смогут привлечь кредитное финансирование в случае, если уже в ближайшем отопительном периоде подорожают энергоресурсы. Во всяком случае, уже в августе и сентябре началось повышение цен на газ. Поэтому растет риск перебоев с поставками энергоносителей именно в зимний период.
В-четвертых, внушительные долги в условиях зависимости энергорынков от импорта угля и газа провоцируют ослабление курса гривны. Ресурсное наполнение газового рынка Украины на 40-50% зависит от импортного газа. В 2019 году при общем потреблении 29,8 млрд куб. м газа, импорт составил 14,2 млрд куб. м. Для его приобретения потребовалось около $2,3 млрд. По данным ДФС, в 2019 году еще около $2,3 млрд. было израсходовано на закупку импортного угля для теплоэлектростанций.
В-пятых, накопление долгов повышает риск банкротств предприятий как на энергорынках, так и в коммунальной сфере (ТКЭ). По оценке Федерации работодателей, долговой кризис на рынке газа ударит по государственным, коммунальным и частным предприятиям, где сейчас занято около 100 тыс специалистов – и это приведет к потере значительной части рабочих мест. В электроэнергетике долги на 31 млрд грн связаны с компаниями "Энергоатом", "Энергорынок" и "Региональные электрические сети", общая численность занятых в которых около 50 тыс. специалистов.
В-шестых, все вышеперечисленное безусловно угрожает общему состоянию экономики страны. По мнению аналитиков Центра экономического обновления, масштаб проблемы таков, что бездеятельность с ее разрешением отразится на динамике ВВП Украины.
Решение с электроприводом – снять напряжение
В таких условиях достаточно быстро и согласовано Кабинет министров поддержал, и стал локомотивом продвижения законопроекта о списании долгов на рынке электроэнергии, инициированный группой народных депутатов во главе с Андреем Герусом. В документе были предложены следующие механизмы погашения долгов на сумму 31 млрд грн:
- взаимозачеты;
- списание задолженности;
- уступка права требования.
В результате в июле 2020 года был принят закон о списании долгов в электроэнергетике на 31 млрд грн. Источник погашения долгов – госбюджет, по схеме выпуска ОВГЗ.
Что же касается задолженности на газовом рынке, объем которой в 2,5 раза больше и потенциальные риски которой значительней, то здесь ситуация остается в замороженнном состоянии. Хотя с приближением отопительного периода и роста спроса на газ риски, связанные с "навесом" долгов, растут.
Прошедшее лето показало бесполезность попыток решить долговой кризис на рынке газа за счет введения ареста счетов должников – предприятий ТКЭ и других "косметических" мероприятий. Вот статистика, как менялась сумма долгов за газ в июне-августе. В этот период у всех предприятий ТКЭ мизерное потребление газа, впрочем, как и сбытовых газовых компаний – т.е. не предпосылок для увеличения долгов, в то же время клиенты обычно понемногу погашают свои неплатежи.
Итак, за прошедшее лето общая сумма задолженности сократилась на… 1,7%. Поэтому нужно искать системное решение для устранения долговой проблемы на рынке газа. Тем более, что пример одного из таких решений уже есть у электроэнергетиков.
Откуда долги: причины
Колоссальная задолженность на рынке газа состоит из четырех основных массивов.
Во-первых, это долги, связанные с потреблением газа и расчетами за него предприятиями ТКЭ. Здесь накопленные неплатежи составляют почти 45 млрд грн.
Основная цепочка возникновения неплатежей следующая: тариф на тепло (и на горячую воду, где она еще есть) для предприятий ТКЭ устанавливают ниже себестоимости, с обязательством компенсировать разницу либо из госбюджета, либо из местных бюджетов.
Тарифной выручки тепловикам не хватает для расчетов за газ, использованный для производства тепла, тем более что вовремя тепло оплачивают всего около половины потребителей. Далее – бюджеты задерживают выплату обещанной компенсации. По состоянию на начало 2020 года сумма задержанной только госбюджетом компенсации по разнице в тарифах для ТКЭ составила 20 млрд грн.
Кроме того, в заявленной НАК сумме долгов ТКЭ за газ около 10 млрд грн – это штрафные санкции и пени, которые "тепловики" оспаривают в судах.
Второй массив долгов на газовом рынке образовался из-за неоплаты бытовыми потребителями части потребленного ими газа в период с 2015 года.
Такая неоплата была спровоцирована законодательной и нормативной чехардой, когда Кабмин и госрегулятор занижали нормы потребления газа для потребителей без счетчиков, а также выборочно запрещали использование приведение газа к стандартным условиям. Например, действующие нормы для потребителей без счетчиков в 2,5 раза меньше реального потребления газа.
В результате таких регуляторных ошибок (часто связанных с политическими играми), за последние пять лет было использовано, но не оплачено газа на сумму до 25 млрд грн.
Наконец, третья группа долгов связана с тем, что на протяжении пяти лет для операторов газораспределительных сетей (ГРМ) регулятор удерживал тарифы на уровне в 2 раза ниже себестоимости услуг по распределению газа. Например, в тарифе 2017-2018 годов цена газа для технологических нужд облгазов была утверждена на уровне 5,8 грн за куб.м, в то время как его цена составляла 12-13 грн за куб.м
В результате убытки этих компаний за последние годы достигли 23 млрд грн.\
Следствие убыточных тарифов и отсутствия денег – неполная оплата за газ для технологических нужд. Из-за этого у операторов ГРМ возник долг за такой газ перед "Укртрансгазом" на сумму свыше 21 млрд грн.
И отдельный долговой пласт связан с ситуацией вокруг поставок газа в рамках ПСО для ТКЭ. Группа Нафтогаз применила к этим объемам не установленную Кабмином цену, а специальную, которая была 2,5 выше. Проще говоря: из-за долгов тепловиков НАК отказывался поставлять им газ (не оформлял номинацию), в то время как ТКЭ отбирали газ для производства тепла.
Такой отбор оператор ГТС (на то время "Укртрансгаз") засчитывал как небалансы облгазов с применением штрафных коэффициентов. На этом основании дочерняя компания НАК– "Укртрансгаз" – оценивает эти поставки в 23 млрд грн, и пытается взыскать эту сумму с операторов ГРМ.
Судебные решения по этим долгам не в пользу УТГ. Поэтому, ими можно пренебречь при урегулирования долгового кризиса на рынке газа.
Как снять давление – решения проблемы газовых долгов
Для устранения долгового кризиса необходимо: а) расчистить существующую задолженность; б) убрать системные предпосылки для накопления долгов в последующем.
Что касается первого массива задолженности – долги ТКЭ из-за отсутствия бюджетной компенсации (20 млрд. грн.) – то в этом случае наиболее технологичным решением является проведение взаимозачета по цепочке неплатежей "госбюджет – ТКЭ- НАК "Нафтогаз Украины".
Что касается штрафных санкций и пеней (10 млрд грн), то здесь возможно урегулирование за счет мировых соглашений, когда ответчик уплачивает только их часть (5, 10 или 20% от заявленных ему штрафов).
"Судебная практика в газовых спорах показывает, что при взыскании штрафных санкций и пени суды почти автоматически снижают их на 70%", – говорит в этой связи юрист НАК "Нафтогаза Украины" Татьяна Федорова (до нынешнего года возглавляла юридическую службу "Укртрансгаза").
Что касается второго и третьего типа долгов, которые стали следствием ошибочных регуляторных решений государственных органов – то ли в силу политического давления, то ли некомпетентности – то попытки погасить их за счет включения в тарифы или в цену газа в виде целевой надбавки бесперспективны.
В таком случае ущерб от ошибочных решений госорганов будет погашен за счет обычных потребителей. Это станет нарушением принципа справедливости и приведет к падению платежной дисциплины – то есть к следующему витку неплатежей.
Социологическое исследование, проведенное Центром Разумкова в августе показало, что 90% потребителей категорически против повышения тарифов на коммунальные услуги. Поэтому включение в них "долговой" надбавки – это провальная идея. Поэтому тут также необходимо искать новые возможности для взаимозачетов или списания долгов.
Например, один из авторов законопроекта 3800-1 о финансовом оздоровлении коммунальных и газовых предприятий народный депутат Алексей Кучеренко предлагает обеспечить списание "регуляторных" долгов за газ "бенефита" НАК "Нафтогаз Украины". По его мнению, эта компания единственная на газовом рынке оставалась в плюсах – причем этот "бенефит" состоялся во многом благодаря росту долгового пузыря.
"Нафтогаз" занижал свою прибыль включая в резерв сомнительных долгов практически всю сумму текущей дебиторской задолженности – обходя ограничения. Именно таким образом суммарный размер резерва на обесценение торговой дебиторской задолженности группы Нафтогаз по состоянию на 31 марта 2020 года достиг уровня более 93 млрд грн. Этот и должно стать ресурсом для финансового оздоровления газового и коммунального рынков", – сказал Алексей Кучеренко.
Со своей стороны, эксперты Центра экономического обновления предлагают использовать схемы обмена активами в счет погашения долгов. Например, Нафтогазу передают активы государственных предприятий-должников из ТКЭ.
Все эти варианты не требуют дополнительных расходов из госбюджета. Хотя, если повторить схему списания долгов у "электриков", то государство также может провести на сумму списанной задолженности докапитализацию НАК "Нафтогаз Украины" за счет выпуска ОВГЗ.
Гораздо проще с устранением предпосылок для появления системных газовых долгов в будущем. Проще, потому что тут только одно решение – необходимо установить экономически оправданные (т.е. окупаемые для предприятий) тарифы. Это касается как предприятий ТКЭ, так и операторов распределения.
О том, какие современные тарифные модели существуют, и какие из них могут быть оптимальными для украинских энергетических рынков – смотрите в следующем, финальном материале проекта ГАЗPRO.