Рост расходов, нехватка кадров и блокировка судоходства: транспортный бизнес рассказал о самых больших вызовах в этом году
Наибольшими вызовами транспортного бизнеса в 2023 году являются рост расходов, нехватка кадров и блокировка судоходства. Также среди вызовов военного времени - очереди на пограничных переходах и ограничения украинского экспорта странами - соседями ЕС.
Об этом свидетельствуют результаты исследования "Инфраструктурный индекс 2023", который провела Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА).
В ассоциации напомнили, что в прошлом году самыми большими вызовами компании называли изменение логистики из-за блокады портов, уменьшение спроса на товары или услуги и проблемы с энергоснабжением.
"Большинство опрошенных, а именно 84% компаний готовы восстановить логистику через морские пути после деблокады портов, причем большинство готовы сделать это в кратчайшие сроки. В то же время 29% говорят, что для этого нужно будет привлечение дополнительного финансирования, в том числе государственной поддержки. В частности, речь идет о необходимости финансирования восстановления поврежденной портовой и железнодорожной инфраструктуры.
Наиболее актуальными инвестиционными проектами в Европе и Украине для рынка логистики второй год подряд респонденты назвали развитие автомобильных дорог, соединяющих Украину и ЕС (с этим согласны 66% респондентов), развитие евроколеи на территории Украины (62% респондентов), строительство в Украине стратегических универсальных транспортных хабов (61%)", - говорится в сообщении.
В то же время за прошлый год с 79% до 70% сократилось количество респондентов, которые считают необходимым развивать сеть стратегических универсальных транспортных хабов в западных регионах Украины, которые могут выступать в качестве резерва мощностей.
При этом 26% считают, что это будут лишние инвестиции после восстановления судоходства в Черном море.
Аналогично, с 76% до 61% сократилось количество тех, кто считает целесообразным развивать проекты по развитию транспортной инфраструктуры (морские терминалы, железная дорога) европейских стран-соседей за счет украинских инвестиций. Сейчас 36% считают, что такая инфраструктура будет лишней и неокупаемой после открытия портов, добавили в ЕБА.
"Мы поинтересовались у компаний, считают ли они целесообразным приватизацию портовых терминалов в военное время. Почти половина опрошенных, а именно 46% считают ее целесообразной. Из них 53% считают, что следует увеличить количество существующих сейчас объектов приватизации за счет других портовых активов.
Наиболее эффективным подходом к приватизации портовых активов 52% респондентов назвали пообъектную (потерминальную) приватизацию, в рамках которой отдельные терминалы порта могут выступать отдельными объектами приватизации", - заявили также в ассоциации.
При этом приоритетными направлениями развития в сфере дорожного хозяйства компании называют увеличение пропускной способности автомобильных пунктов пропуска на границе (так считают 78% респондентов), развитие автомобильных дорог в рамках проекта Транс-европейской транспортной сети TEN-T (73%) и внедрение международных стандартов в строительстве дорог - FIDIC, независимые инженеры и т.д. (46%).
А для стабилизации рынка перевозок и логистики, по мнению бизнеса, власть должна сфокусироваться на разблокировании морских коммерческих перевозок и открытии украинских портов для всех видов грузов, обеспечении страхования рисков для инвесторов, а также строительстве и модернизации путей в направлении границы с ЕС и дунайских портов.
Среди участников опроса в 2023 году, 79% не останавливали свою деятельность и продолжают работать, 13% останавливали работу, но уже частично восстановили, и 6% останавливали работу, но уже полностью ее восстановили. Работа 2% компаний в настоящее время остановлена.
"Количество предприятий транспортной отрасли, которые понесли прямые убытки в результате боевых действий, составляет 47% в 2023 году. Из них 43% оценивают уровень нанесенного ущерба как значительный, и 2% считают восстановление невозможным или нецелесообразным.
При этом 41% уже восстановили поврежденные мощности, а 11% восстановят в ближайшее время. Еще 34% планируют восстановление после завершения войны, и 14% не планируют восстановления", - свидетельствуют результаты исследования.
В то же время только 31% опрошенных нами компаний имеют в планах взыскание убытков. В прошлом году таких было 50%.
Среди тех, кто имеет такие планы, 32% провели фиксацию поврежденного/разрушенного имущества и сбор доказательств, 27% осуществили оценку ущерба, по 10% сообщают о подаче иска и открытии уголовного производства. Еще 10% находятся в поиске консультантов для проведения упомянутых выше мероприятий.
Экономическая правда