Предложенная Литвой помощь по экспорту зерна была лишь дружественным жестом - Синкявичюс
Единственным приемлемым маршрутом для экспорта украинского зерна, учитывая большие объемы поставок, является Черное море, а предложение Литвы относительно поставок через порт в Клайпеде было лишь дружеским жестом, а не решением проблемы.
Об этом заявил еврокомиссар по вопросам окружающей среды, океанов и рыболовства Виргиниюс Синкявичюс в Вильнюсе после встречи с литовским президентом Гитанасом Науседой, сообщает "Интерфакс-Украина".
По его словам, все альтернативные черноморскому маршруту направления имеют инфраструктурные ограничения и являются невыгодными для бизнеса.
Он отметил, что хотя Литва и предложила свой порт в Клайпеде и другие порты стран Балтии для экспорта украинского зерна, "но реальность несколько иная".
"Позиция Литвы и ее предложения расцениваются как дружественные, но реальность несколько иная. Во-первых, для перевозки такого количества зерна недостаточно инфраструктуры, и единственный путь - по Черному морю. Все остальное неплохо, но недостаточно, плюс нужно время через другую (железнодорожную - ред.) колею", - сказал Синкявичюс.
По его словам, при отсутствии альтернативной инфраструктуры, дороги через Литву будет недостаточно. К тому же это не будет удобно для бизнеса.
"Давайте рассмотрим последнюю составляющую - коммерческую. Зерновые, их экспорт важен, когда мы говорим о коммерческой составляющей, важно как можно быстрее доставить в нужные порты, к покупателям, а транспортировка через Литву это усложняет, потому что расходы на экспорт также растут", - заявил еврокомиссар.
Напоминаем:
Ранее председатель Комитета Сейма Литвы по делам села Викторас Пранцкетис уже заявлял, что без субсидий экспортировать украинские товары через порты Европы невыгодно.
Сейчас зерно из Украины вывозится за границу через дунайские порты. Но украинские аграрии заявляют, что такой маршрут повышает стоимость одной тонны зерна на $60-70, а убытки, которые несут аграрии страны, в результате этого составляют EUR10 млрд.
Ранее Клайпедский порт заявлял, что может принять более 10 млн тонн украинского зерна, но самой большой проблемой остается, как доставить его в порт.
Всего в портах стран Балтии, по данным литовских властей, возможно переваливать 25 млн тонн зерна в год.
Украина много лет экспортировала основной объем зерна и другой агропродукции через свои порты на Черном море. Однако после начала войны не ее территории работа портов была сильно ограничена. Экспортные потоки были в значительной степени переориентированы на Европу.
По оценкам Украинской зерновой ассоциации (УЗА), экспорт зерна из страны в новом сезоне 2023/2024 может достичь почти 48 млн тонн, тогда как в прошлом сезоне, который завершился 30 июня, по оценке УЗА, он достиг 58 млн тонн.