В Украине нарастает волна банкротств коммунальных предприятий, долги перекладываются на украинцев
Более 1,4 тысячи коммунальных предприятий обанкротились в Украине за 10 лет, при этом, в результате схем, через которые банкротят КП, долги перекладываются на плечи украинцев - потребителей коммунальных услуг.
Об этом сообщает платформа открытых данных Опендатабот.
Так, в течение последних десяти лет вошли в процесс ликвидации более чем 1,4 тысячи коммунальных предприятий (КП) в Украине.
"Рост банкротства КП в Украине наблюдался из года в год. В частности, рекордным оказался 2021 год", - говорится в сообщении.
Чаще всего признавались неплатежеспособными и ликвидировались коммунальные предприятия на Днепропетровщине, Киевщине, Львовщине, Харьковщине и Одесщине. Из всех городов страны наибольшее количество таких КП зафиксировано в Днепре, Кривом Роге, Херсоне, Харькове и Львове.
В топе городов Украины по количеству неплатежеспособных КП - Днепр, Херсон, Харьков и Львов.
"При этом, вместо банкротства и проведения расчетов с кредиторами большинство КП до сих пор подают на самоликвидацию по решению владельцев - следовательно, в судебном реестре появляется лишь 10% дел. В случае, когда коммунальное предприятие самоликвидируется, избегая судебных процедур банкротства, кредиторы просто не успевают отреагировать и обратиться в суд для взыскания задолженности", - говорится в сообщении.
Сами же КП очень редко прибегают к восстановлению платежеспособности.
"Коммунальные предприятия-должники все еще крайне редко переходят к процедуре восстановления платежеспособности - санации. Это связано с многочисленным перечнем сложных условий и длительных согласований, которые необходимо учесть для реализации плана санации и конкретных санационных мероприятий не только с кредиторами (что само по себе довольно сложно), но и, главным образом, с органом местного самоуправления", - отметил в комментарии Опендатабот специалист по вопросам банкротства Денис Лихопек.
Расчет с кредиторами должен происходить за счет имущества предприятия - речь идет о так называемой ликвидационной массе банкрота.
Однако не все имущество принадлежит именно КП, а может быть предоставленным общиной в пользование или управление.
"Еще одна проблема - это фактическое отсутствие имущества, которое формально числилось на балансе коммунального предприятия. Если во время его "розысков" будут установлены факты незаконного вывода имущества или умышленное доведение до банкротства, - отвечают и третьи лица или органы, которые к этому приложили руку. Это могут быть как руководители предприятия, так и органы местного самоуправления", - говорится в сообщении.
И если речь идет о некоммерческих КП, то ответственность может быть возложена на местные советы как на учредителя предприятия. Сейчас уже имеется практика по таким взысканиям с местных советов.
А в итоге, из-за дополнительных расходов местного бюджета, возмещение долгов некоммерческих КП перекладывается на плечи жителей общины.
Кроме того, коммунальные предприятия еще и обычно имеют специфический состав кредиторов - преимущественно, это энергетические компании и государственные органы (ГНА, ФСС, ПФУ и т.д.).
"Это затрудняет решение большинства вопросов, в частности, согласование действия арбитражного управляющего, порядок реализации активов банкрота и тому подобное. Соответственно, затягиваются и общие сроки проведения процедуры банкротства", - говорится в сообщении.