Дискуссия "Грабли 2: Зарплатный популизм для госсектора" – основные тезисы спикеров
4 мая Ukrainian SOE Weekly в партнерстве с "Экономической правдой" провел дискуссию "Грабли 2: Зарплатный популизм для госсектора" с участием команды Ukrainian SOE Weekly, а именно Андрея Бойцуна, Александра Лысенко и Дмитрия Яблоновского и народного депутата Украины Владимира Цабаля (секретарь комитета по вопросам бюджета, фракция "Голос").
Дискуссия была посвящена законопроекту № 8312, который Верховная Рада приняла 10 апреля 2023 года. В первую очередь законопроект был направлен на "совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с осуществлением мер правового режима военного положения", в частности по осуществлению принудительного отчуждения имущества и управления им. Вместе с этим, законопроектом также предлагается установить лимиты на зарплаты госслужащих и сотрудников госпредприятий в военное время в размере 10 минимальных зарплат (то есть 67 тыс. грн).
Правка, которая предусматривает установление ограничений, была внесена Дмитрием Разумковым и другими депутатами. Разумков отметил, что она направлена на "возвращение выплат в 30 тысяч военным, службе гражданской защиты, полицейским за счет ограничения зарплат топ-чиновникам".
Мы собрали основные тезисы спикеров относительно принятого законопроекта.
Владимир Цабаль подчеркнул:
"На самом деле правка ничего не возвращает, потому что она не предусматривает финансирования. Не предусмотрев изменения в бюджете и источники, из которых эти доплаты будут возвращены, мы поставили наше военное командование в ту ситуацию, когда, в случае принятия этой правки, они будут обязаны или не выполнять этот закон или брать эти средства из тех средств, которые уже выделены армии. Соответственно, это средства, которые используются в том числе на доплаты военным на передовой".
По его словам, те источники, которые предусмотрены правкой от экономии на зарплату госслужащим, профинансируют примерно 2%, - это условно 600 гривен доплат [на одного человека]. То есть, где взять 29 400 гривен, правка не предусматривает, подчеркнул нардеп.
Александр Лысенко, обратил внимание, что в первую очередь законопроект должен был урегулировать вопрос по управлению компаниями, которые были изъяты на нужды государства во время войны. С этой точки зрения выглядело крайне не логичным, что правками к этому законопроекту пытались решить вопрос финасового обеспечения военнослужащих вообще, а тем более предусматривать зарплатные ограничения для госслужащих и работников госкомпаний.
Кроме того, подчеркнул, что согласно тексту праки эти зарплатные ограничения не распространяются на членов наблюдательных советов госкомпаний.
Лысенко также призвал общество понять как последствия от оттока квалифицированных кадров из госсектора могут влиять лично на каждого, приведя для примера НБУ и как он справился с финасовой стабильностью во время серьезных кризисов до реформирования в 2014 году и после реформирования - в начале полномасштабного вторжения в феврале 2022.
Андрей Бойцун напомнил, что 3 года назад была очень похожая попытка ограничить вознаграждения членов наблюдательных советов и топ-менеджмента госпредприятий.
"Тогда, по нашим расчетам, эффект от экономии был полторы гривны, а эффект от плохого управления - около 700 гривен, то есть в сотни раз больше", - рассказал он.
"Более того, мы тогда прогнозировали - и эти прогнозы оправдались - что ограничения создадут стимулы для манипуляции с выплатами", - подчеркнул Бойцун.
Он также отметил, что эта правка может привести к оттоку рабочей силы и, как долговременное следствие, нежелание специалистов работать в государственном секторе из-за непредсказуемости.
Владимир Цабаль также отметил потенциальные угрозы с точки зрения международных обязательств Украины:
"Международные партнеры финансируют условно 100% расходов, не касающихся обороны, что составляет 60% общего бюджета. Есть договоренность, что любые изменения в бюджет мы с ними согласовываем. Соответственно, несогласование изменений приведет к тому, что объем финансирования с их стороны в течение следующих 3-6 месяцев может существенно уменьшиться. Если он существенно уменьшится, те средства, которые мы можем тратить на армию, значительно уменьшатся через 3-6 месяцев.
Соответственно, правка, имея целью увеличить финансирование военных, фактически может его уменьшить, в случае ее принятия, потому что международные обязательства никто не отменял", - считает Цабаль.
По словам Владимира Цабаля, в Верховной Раде уже создана рабочая группа, которая до конца мая должна наработать изменения, которые будут базироваться на реалистичных оценках.
Запись дискуссии на украинском языке доступна по ссылке.