Как закон о возобновлении приватизации поможет релокации предприятий
Около 400 украинских предприятий переехали в Закарпатье и около 180 - во Львовскую область после вторжения России в Украину, рассказывают представители областных военных администраций. Еще тысячи готовятся последовать их примеру. Это выгодно регионам. Новые предприятия создают рабочие места, платят налоги в местный и государственный бюджеты, тем самым способствуют развитию экономики Украины.
Процесс тормозит лишь нехватка производственных площадок. Решить эту проблему могла бы разморозка процесса приватизации – Верховная Рада должна рассмотреть соответствующий законопроект №7451, разработанный Фондом госимущества и депутатами. Если документ примут, это позволит регионам привлекать бизнес и получать больше налогов в бюджет.
Почему приватизация необходима
Украинский бизнес отошел от шока, вызванного началом войны, и приспосабливается к новой реальности. Предприятия переезжают из зон боевых действий в более безопасные регионы. Нехватку площадок для размещения производства можно решить благодаря законопроекту №7451, который зарегистрирован в начале июня группой из 20 народных депутатов. Его утверждение позволит разморозить процесс приватизации.
В документе - несколько новаций. Например, законопроект разрешает продавать активы, имущество которых арестовано по требованию кредиторов. Предприятия годами простаивают и приносят государству убытки, а после вступления законопроекта в силу все долги покроет новый собственник. В Фонде государственного имущества уже не менее 115 таких лотов, по которым принято решение о приватизации. Среди них - неработающие заводы, комбинаты хлебопродуктов и элеваторы, которые очень интересны аграриям из-за изменения логистики при экспорте товаров. Простаивающие сейчас склады и гаражи, которые находятся в государственной собственности, бизнес может превратить в логистические хабы.
Подготовка объектов к аукционам будет вестись быстрее. Победитель аукциона должен заплатить за лот еще до заключения договора купли-продажи, что выгодно государству - средства в бюджет поступят гораздо быстрее. Привлекательно и то, что предприятие может пользоваться всеми лицензиями и разрешениями даже после смены собственника. Сейчас новому владельцу нужно оформлять все документы заново.
"Фонд госимущества вместе с народными депутатами стремится упростить устаревшие процедуры, сделать приватизацию еще более прозрачной и удобной для предпринимателей. Мы оптимизируем подготовку объектов к аукционам и ускорим проведение торгов. Нововведения также позволят лучше защитить интересы как государства, так и участников приватизации", – сообщила и.о. главы Фонда госимущества (ФГИ) Ольга Батова в комментарии агентству Интерфакс-Украина.
Как это поможет регионам
В поисках спасения от войны сотни бизнесов вынуждены были переехать в другие регионы Украины, возобновляя свою работу фактически с нуля, напоминает исполнительный директор Ассоциации малых городов Украины Оксана Кирилюк. "Государство смогло организовать процесс релокации и помочь украинским предпринимателям адаптироваться к новым условиям. В то же время, многие предприятия до сих пор не имеют надлежащих условий, площадей и помещений для производства", - говорит она.
Тысячи государственных объектов, которые потенциально подходят для нужд релоцированного бизнеса, не работают. Такое неэффективное использование имеющихся ресурсов неприемлемо во время военного положения. Поэтому в Ассоциации малых городов Украины считают, что государство должно как можно скорее перезапустить аукционы малой приватизации. Этот шаг позволит частным предприятиям найти необходимые объекты, а государству и общинам наполнить казну дополнительными доходами. "Восстановление регионов невозможно без учета нужд бизнеса. Открытие приватизации – это важный этап на пути к нормализации работы национальной экономики", - рассказывает Оксана Кирилюк.
После начала активных боевых действий многие бизнесы релоцируются во Львовскую область, говорит глава Львовской областной военной администрации Максим Козицкий. По его словам, около тысячи предприятий согласились переехать, а 180 – уже сделали это. Благодаря релокации с начала полномасштабной войны в области удалось создать более 4 тысяч рабочих мест.
Около 400 предприятий с начала вторжения России приняла Закарпатская область, что составляет половину всех "сменивших прописку" компаний в стране. В первую очередь речь идет о предприятиях из тех регионов, где уже длительное время идут активные боевые действия, сообщил глава Закарпатской областной военной администрации Виктор Микита.
Для работы релоцированным предприятиям не всегда подходят помещения, которые сдаются в аренду. Только приватизация позволит распоряжаться объектом на правах собственности, что дает больше уверенности и гарантий и возможностей для дальнейшего развития, говорит Максим Козицкий. "Однако из-за военного положения приватизационный процесс фактически остановился. Многие государственные объекты десятками лет стоят без использования, накапливают налоговые долги на недвижимость, землю, охрану", - отмечает он.
Рынок не может покрыть весь спрос на помещения и мощности в области. Для нормальной работы и запуска экономики приватизация просто необходима, говорит Виктор Микита.
Максим Козицкий считает целесообразным внесение изменений в действующий Закон Украины О приватизации государственного и коммунального имущества. Такой же точки зрения придерживаются и в Закарпатской областной военной администрации. "Восстановление аукционов малой приватизации существенно упростит эффективную реализацию задач государства по релокации, а также позволит дать новую жизнь государственным предприятиям и уничтоженным и разграбленным площадям", - говорит Виктор Микита.
Эта публикация была подготовлена при поддержке американского народа для проекта "Деятельность в рамках реформы государственных предприятий Украины" (SOERA), который финансирует Агентство США по международному развитию (USAID). Взгляды авторов, высказанные в этой публикации, не обязательно отражают взгляды Агентства США, проекта"Деятельность в рамках реформы государственных предприятий Украины" (SOERA) или правительства США.