Мнение эксперта: Общественное обвинение в коррупции - это большие риски
В процедуре общественного обвинения при расследовании коррупционных преступлений есть риски как для должностных лиц, которые могут быть обвинены в коррупции, так и для тех, кто будет выступать общественным обвинителем.
Такое мнение высказал управляющий партнер ЮК Prove Group Владислав Кочкаров.
По его словам, если не задумываться над содержанием положений и о том, как они будут реализовываться в украинских реалиях, то речь идет о возможности граждан инициировать расследование преступлений и частично выступать в роли обвинителя.
Авторы законопроекта рассчитывают, что данный механизм станет действенным институтом, альтернативным уголовному преследованию коррупционных преступлений, имеющих публичный характер и общественный резонанс, говорит юрист.
"Если читать положения по существу, то они содержат риски, как для должностных лиц, которые могут быть обвинены в коррупционных деяниях, так и для тех, кто будет выступать общественным обвинителем", - комментирует Кочкаров.
Эксперт отмечает, что достаточно опасным является разрешение на общественное обвинение за принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды и за провокацию подкупа.
"Также, не стоит забывать, что запись разговора может быть вырвана из контекста. Именно по этим причинам к техническим средствам и условиям, в которых они используются, в законодательстве предусмотрены специальные требования", - говорит Кочкаров.
В данном случае, по его словам, они нивелируются дополненной ч. 4 ст. 87 УПК, которая позволяет незаметную для собеседника фиксацию разговора, например, на мобильный телефон, после чего общественный обвинитель может:
- подать заявление о совершении преступления должностным лицом, самостоятельно провести экспертизу на предмет определения того, что слова или действия должностного лица действительно были произнесены (совершены) и зафиксированы именно этим техническим средством;
- требовать как у следователя, прокурора, так и непосредственно в суде отстранить должностное лицо от должности;
- требовать как у следователя, прокурора, так и непосредственно в суде применения каких-либо других мер обеспечения уголовного производства, в т.ч. взятие должностного лица под стражу;
- получать копии всех материалов следствия;
- требовать завершить расследование на скорую руку.
Более того, по словам юриста, общественный обвинитель в уголовном производстве одновременно может быть и свидетелем, и пострадавшим, и другим участником производства.
"При этом следователь и прокурор фактически должны действовать под руководством общественного обвинителя, ибо, в противном случае, он может обойти их и обращаться непосредственно в суд", - отметил юрист.
По словам Кочкарова, если учесть уровень коррупционных рисков в нашей стране и представить каких масштабов может приобрести практика инициирования уголовного производства общественным обвинителем, которым, может быть и общественный активист, и журналист, и пенсионер, то возникает опасение относительно способности правоохранительных органов обеспечить защиту всем тем, кто захочет взять на себя упомянутую миссию.
Читайте нас также в Telegram. Подписывайтесь на наши каналы "УП. Кляті питання" и "УП. Off the record"