Потребительские настроения россиян упали до минимума за пять лет
Всего за четыре месяца индекс потребительских настроений, указывающий на то, насколько оптимистично люди оценивают состояние своих личных финансов и готовность тратить деньги, рухнул в Москве сразу на 45 пунктов.
Об этом сообщает РБК со ссылкой на компанию GfK.
Если в ноябре 2014 года значение индекса в столице составляло 109 пунктов, то в марте 2015 года он опустился до 64 пунктов.
С таким пессимизмом москвичи не смотрели в будущее еще никогда. Даже в кризисных 2008-2009 годах значение ИПН в Москве не опускалось ниже 79 пунктов. В целом по России ИПН снизился с прошлой осени на 21 пункт - с 95 до 74 пунктов, что является самым низким результатом с весны кризисного 2009 года.
"В такой ситуации можно ожидать, что восстановление потребительского рынка в России будет происходить медленнее, чем это было в предыдущий кризис, - в том числе и из-за "плохих" настроений в столичном регионе, на который приходится значимая доля потребления по целому ряду товарных групп", - отмечается в отчете GfK.
По словам генерального директора GfK в России Александра Демидова, нынешний кризис оказался для потребительского рынка России более глубоким, чем в 2008-2009 годах, даже несмотря на то что "российский потребитель вошел в него с большим запасом прочности с точки зрения своего благосостояния", чем семь лет назад.
Более того, если в 2008–2009 годах большинство россиян были уверены, что кризис продлится не больше года-двух, то теперь большинство участников исследования GfK ожидают, что кризис продлится три-четыре года.
В отчете компании подчеркивается, что в 2010 году сильно помог "отложенный спрос", оживший потребительский рынок, когда успокоившиеся россияне снова начали тратить. Однако теперь на аналогичный исход, по мнению социологов, рассчитывать сложно.
Читайте нас также в Telegram. Подписывайтесь на наши каналы "УП. Кляті питання" и "УП. Off the record"