НБУ заставляет украинские банки раскрывать информацию об их владельцах
Руководство Национального банка заставляет украинские банки раскрывать информацию о конечных их владельцев.
Об этом шла речь на встрече руководства НБУ с менеджментом крупнейших банков страны, которая состоялась 13 января 2015 года.
По словам старшего юриста департамента судебной практики ЮК "Алексеев, Боярчуков и партнеры" Александра Ткачука, право НБУ "давить" на коммерческие банки в данном вопросе дает принятый ВР 14 октября 2014 закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечной выгоды юридических лиц и публичных деятелей".
По его словам, положениями этого закона были внесены изменения в Хозяйственный кодекс, закон "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма".
"Положениями ст. 64 Хозяйственного кодекса установлено, что предприятия, кроме государственных и компредприятий, обязаны устанавливать своего конечного бенефициара, регулярно обновлять и хранить информацию о нем и предоставлять ее государственному регистратору в случаях и в объеме, предусмотренных законом", - сообщает Ткачук .
По его словам, в отношении банков речь идет о лицах, которые имеют возможность оказывать прямое или косвенное влияние на работу банков. То есть это люди, которые владеют 25% и более уставного капитала или правом голоса в юридическом лице.
Юрист отмечает, что действующее законодательство не устанавливает каких-либо сроков предоставления вышеуказанной информации, а лишь говорит о том, что такие данные должны быть отражены в госреестре, а также должны быть предоставлены при первичной регистрации юрлица.
"В то же время, помимо отсутствия каких-либо негативных последствий для банков, которые не подадут эту информацию, непонятно каким образом госрегистратор будет устанавливать конечного бенефициара и документы будут подтверждением этого. А учитывая всевозможные доверительные формы управления, вообще стоит под большим вопросом из точки зрения действенности. Это говорит о том, что данные нормы в большей степени носят декларативный характер, и необходимость принятия таких положений обусловлена требованиями МВФ и FATF", - считает юрист.
При этом, законом от 14 октября 2014 года не предусмотрены санкции за непредставление банками информации о своих конечных бенефициаров, говорит Ткачук.
В то же время, 15 января 2015 был принят еще один закон - "О внесении изменений в закон "О финуслугах и госрегулировании рынков финуслуг "по раскрытию информации".
По словам юриста, этот закон расширил перечень информации, которую участники рынка финансовых услуг должны размещать на безвозмездной основе в общедоступной информационной базе данных и на собственных веб-сайтах.
"Но в силу законодательной непоследовательности туда не включены требования о публикации информации о бенефициарах, ограничив перечень сведениями о владельцах существенного участия (в том числе лиц, осуществляющих контроль за финансовым учреждением)", - подчеркивает Ткачук.
По его мнению, пока регуляторы в лице Нацбанка, Кабмина и Верховной Рады будут действовать непоследовательно, имена реальных владельцев украинских банков можно будет и дальше скрывать.
"Причины, по которым банки скрывают личности своих владельцев, как правило, связаны с нежеланием реальных владельцев раскрывать информацию о своей причастности к тому или иному учреждению, как в силу возможного запрета на такую деятельность, так и в силу каких-то репутационных рисков", - подчеркивает старший юрист.
Напомним, в современном мире конечные владельцы большинства финансовых потоков известны на 99%.
Читайте нас также в Telegram. Подписывайтесь на наши каналы "УП. Кляті питання" и "УП. Off the record"