Мнение эксперта: Нынешний налоговый компромисс – амнистия для недобросовестных плательщиков
Налоговый компромисс, к рассмотрению которого хотят в ближайшее время вернуться в парламенте, больше выгоден недобросовестным плательщикам налогов.
Такого мнения придерживается управляющий партнер юридической компании Prove Group Владислав Кочкаров.
Так, напоминает он, Было зарегистрировано два законопроекта по этому поводу, а именно - проект № 1071 депутата Александра Долженкова и проект № 1071-1 группы депутатов во главе с Оксаной Продан.
Проектом № 1071 предлагается установить, что если в течение года, с момента вступления в силу закона, налоговые органы проведут проверку, установят нарушения и доначислят налоговые обязательства, то плательщик, признав такие нарушения, уплачивает 15% и освобождается от ответственности. 85 % государство прощает.
В свою очередь, проект № 1071-1 предлагает, что в течение 90 дней с момента вступления в силу закона, налогоплательщики могут подать уточняющие отчеты, по налоговым обязательствам, которые возникли до 1 апреля 2014 года, уплатить с доначисленных налогов 5% и также будут освобождены от ответственности.
"Однако, предложенные меры скорее похожи на налоговую амнистию, чем на налоговый компромисс. Ведь, во-первых, они носят временный характер. Во-вторых, предусматривают прощение налоговых долгов не зависимо от причин, по каким возникли недоплаты (ошибка бухгалтерии или умышленные махинации), в-третьих, позволят кратковременно и частично наполнить бюджет, за счет денег, которые были раньше сокрыты от налоговых органов", - отмечает управляющий партнер ЮК Prove Group.
По его словам, такой проект однозначно может быть выгоден конвертационным центрам, которые смогут обелить свои компании и избежать ответственности за преступления, которые они совершили до этого момента.
"Что касается крупных и известных компаний, то вряд ли они воспользуются таким механизмом, ведь нужно будет признать, что предприятия нарушали налоговое законодательство, а это существенно ударит по имиджу, особенно тех предприятий, которые пытаются торговать своими акциями на международных биржах", - считает юрист.
Но самое главное, подчёркивает Кочкаров, что даже если предприятия воспользуются этим проектом, и между бизнесом и налоговыми органами будет достигнута некоторая точка "обнуления", это не меняет ситуацию по сути.
"Предприятия после окончания срока применения налогового компромисса вновь начнут всеми силами минимизировать налоговые обязательства и уклоняться от уплаты", - уверен он.
По его словам, изменения было бы уместно проводить с учетом европейского опыта, в частности, внедряя процедуру медиации.
"Для этого необходимо подкорректировать предложенные законопроекты и дополнить их положениями, о том, что проведение медиации является обязательным условием досудебного урегулирования налогового спора, без которого невозможно обратиться в суд", - отмечает юрист.
Таким образом, добавляет Кочкаров, государство не будет бездумно прощать все прошлые долги, а введет процедуру, при которой еще до обращения в суд налоговые органы и плательщики налогов смогут прийти к компромиссу о том, какие суммы обязательств должны быть уплачены в бюджет безоговорочно, а какие суммы могут считаться погашенными.
Читайте нас также в Telegram. Подписывайтесь на наши каналы "УП. Кляті питання" и "УП. Off the record"