Украинская правда

Экс-министр: приватизация ГТС - это выбор Кабмина

29 мая 2013, 17:47

Правительственный законопроект, разрешающий приватизацию НАК "Нафтогаз України" и ее "дочек", оппозиция окрестила сдачей России украинской газотранспортной системы.

Об этом в интервью Forbes.ua заявил экс-министр энергетики Юрий Продан.

Как сообщается, официальная версия: документ, внесенный в парламент 26 апреля, необходим для выполнения Украиной своих обязательств перед Европейским Энергетическим Сообществом.

Продан в ранге министра энергетики Украины три с половиной года назад вел переговоры о присоединении нашей страны к Сообществу. Он утверждает, что официальное объяснение не имеет ничего общего с действительностью, пишет издание.

По словам экс-министра, в протоколе о вступлении Украины в Сообщество нет требования о приватизации "Нафтогаза". И в процессе переговоров Европа не выдвигала ни требований, ни предложений об изменении формы собственности "Нафтогаза" или его подразделений.

"Главное, чего Сообщество хочет от Украины - разделение "Нафтогаза" по видам деятельности: транспортировка, добыча, поставка. Речь идет о реструктуризации монополиста, в результате которой все подразделения вполне могут остаться в госсобственности", - заявил Продан.

По словам чиновника, наша ГТС пребывает не в худшем состоянии, чем газовый сектор в России.

"Слухи о ее аварийном состоянии преувеличены. Конечно, нужны инвестиции для поддержания ГТС в рабочем состоянии и возможного увеличения транзита - приблизительно 2 млрд долларов. НАК пытается привлечь кредиты на модернизацию у европейских финансовых организаций: об этом Украина с Европой договорились еще в 2009 году на специальной международной конференции в Брюсселе. Прокредитовать модернизацию украинской ГТС - намного дешевле, чем строить альтернативные газопроводы", - сказал эксперт.

Кроме того, по словам Продана, убыточность "Нафтогаза", о которой много говорят - тоже решаемая проблема.

"Если привести цены на газ для коммунального сектора и населения в соответствие с экономически обоснованными, компанию можно вывести на прибыль за два-три года. Но правительство на этот шаг вряд ли решится: непопулярная мера", - отметил экс-министр.

На вопрос о цене украинской ГТС, эксперт заявил, что оценка ГТС - это очень сложный вопрос.

"Я, к сожалению, не знаю, какой методикой пользовалась компания при оценке, учитывалась ли стоимость подземных хранилищ газа, учитывалось ли снижение или увеличение объемов прокачки в прошлые годы, в настоящее время и в перспективе. Сложность в том, что Украина сама не определяет объемы транзита, которые за последние годы сократились. На потенциальную цену приватизации влияет прогресс в строительстве альтернативных газопроводов, какой бы спекулятивной эта тема ни казалась", - заявил Продан.

"Мне близка идея создания трехстороннего консорциума между Украиной, Россией и Европой, в котором за каждым участником будут закреплены конкретные обязательства. "Газпром" в этой схеме должен обеспечить поставку законтрактованных объемов газа. Украина - отвечать за бесперебойный транзит. Европа -выкупать весь объем газа", - говорит эксперт.

По его словам, вторым вариантом - реструктуризация и IPO.

"Сперва нужно провести реструктуризацию НАК в соответствии с требованиями ЕЭС. Бизнес по транспортировке очень рентабельный - "Укртрансгаз" генерирует прибыль. Потом вывести структурные подразделения на IPO - разместить небольшие пакеты акций, чтобы понять примерную рыночную стоимость компаний. И только потом думать над приватизацией", - подытожил экс-министр.

ГТС