Порошенко отремонтирует заводы российским нефтяникам
Глава Минэкономразвития Петр Порошенко пообещал до конца лета определиться с комплексом мер, которые позволят вывести из кризиса украинскую нефтеперерабатывающую отрасль.
По словам Порошенко, возглавляемое им ведомство ставит целью ликвидировать стремительное падение нефтепереработки, которое произошло в конце 2011 - в начале 2012 года, пишет газета "Экономические известия".
"Все действия будут согласованы с тем, чтобы производители могли запустить производство. Я буду оптимистом, думаю, что летом решение будет не только принято, но и опубликовано. Ждать, когда у нас не работает 70% НПЗ, - непозволительная роскошь", - заявил министр.
Он также отметил, что действия правительства должны быть согласованы с собственниками НПЗ и основными торговыми партнерами Украины.
Как известно, владельцы НПЗ - в большинстве своем российские нефтяные холдинги - настаивают на введении импортных пошлин на нефтепродукты.
Они утверждают, что это позволит повысить рентабельность их производства за счет роста спроса на выпускаемую ими продукцию.
Об этом, в частности, говорится в письме Владимира Жмака, президента "ТНК-ВР Коммерс" (управляет активами российской ТНК-BP в Украине, среди которых — Лисичанский НПЗ), министру экономического развития и торговли Петру Порошенко.
Источники издания в правительстве отмечают, что это послание было отправлено в министерство после встречи министра с Михаилом Фридманом, которая состоялась до того, как он в 29 июня сложил с себя полномочия предправления ОАО "ТНК-ВР Менеджмент" и покинул пост главного управляющего директора группы ТНК-ВР (причиной такого решения он назвал конфликт с ВР).
В письме отмечается отсутствие стимулов для модернизации нефтеперерабатывающих мощностей государством и подчеркивается, что глубина переработки на украинских заводах составляет до 70%, тогда как в Беларуси, где власть поддерживает отрасль, - около 80%, Литве и Румынии - до 90%.
Чтобы изменить ситуацию, компания выступает за введение пошлин на импорт нефтепродуктов (не менее 100 евро за тонну) и считает, что именно пошлины - одна из первоочередных мер, которая поможет восстановить украинскую нефтепереработку.
Ранее "ТНК-BP Коммерс" также предлагала государству установить временные квоты на ввоз моторных топлив в Украину, а в рамках договора с ВТО увеличить связные ставки с действующих 5% (бензин) и 2% (дизель) до 15% и 10% соответственно, обеспечить стабильность толлинговых операций для НПЗ.
Эти предложения также содержатся в перечне мер Минэнергоугля по поддержке отрасли.
Но их критикуют эксперты, которые уверены, что владельцы НПЗ способны провести модернизацию заводов за собственные средства, а государству необходимо: наладить своевременный возврат экспортного НДС нефтеперерабатывающим предприятиям, ликвидировать схемы поставок на рынок Украины контрабандных и фальсифицированных нефтепродуктов, а также предоставить льготы по ввозу оборудования для НПЗ и, возможно, разработать льготный режим налогообложения на период проведения модернизации.
Кроме того, произойдет возврат к зависимости от российской нефти, которая с марта 2012 года не поступает в Украину.
Как известно, ранее премьер-министр Николай Азаров неоднократно высказывался против ввода пошлин на импортные нефтепродукты, поскольку это ударит по потребителям.
Эксперты подсчитали, что пошлина в размере 100 евро за тонну приведет к росту цен для потребителей на 1 гривну за литр.
При этом качество произведенных на украинских НПЗ нефтепродуктов будет существенно ниже, чем поставляемого топлива с современных НПЗ в Беларуси, Литве, Польше и Румынии.
Читайте нас также в Telegram. Подписывайтесь на наши каналы "УП. Кляті питання" и "УП. Off the record"