АМКУ борется с недобросовестной рекламой банков ничтожными штрафами
Антимонопольный комитет "вплотную" занялся недобросовестными банкирами.
Вчера комитет сообщил о том, что его житомирское областное территориальное отделение оштрафовало Платинум Банк на 50 тыс. грн за распространение неправдивой рекламы о кредитах.
Банк не указал в рекламных материалах полную стоимость услуги - только "весенние кредиты и весенние подарки, 0% акция", пишет "Коммерсант Украина".
При этом комиссия за предоставление кредита, ежемесячное обслуживание, обязательное страхование жизни заемщика, которые суммарно повышают стоимость кредита до 35% годовых, не были указаны.
В Платинум Банка сообщили, что речь идет о рекламных макетов небольшого размера, расположенных в печатных изданиях.
"Макет отвечал требованиям закона о рекламе, в нем была указана банковская лицензия, срок действия акции и контактные телефоны для уточнения детальных условий предоставления кредита. К сожалению, в законодательстве подробно не регламентируется, что необходимо раскрывать в юридических расшифровках в рекламных макетов", - сообщили в пресс-службе банка.
Необходимость раскрытия реальной кредитной ставки возникла сразу же после начала бума потребительского кредитования.
С 5 июня 2007 года Нацбанк постановлением N168 "Об утверждении правил предоставления банками информации потребителю об условиях кредитования и общей стоимости кредита" обязал банки предоставлять заемщикам информацию о реальной стоимости потребительских кредитов.
Однако банки до сих пор избегают упоминания размера реальных платежей в рекламе, сообщая его клиенту только при подписании договора.
Штраф был применен к Платинум Банка после того, как в конце апреля АМКУ оштрафовал ВиЭйБи Банк на 68 тыс. грн за неправдивую рекламу "Кредит наличными - 1% на три года".
АМКУ интересовался этой проблемой еще год назад, когда обязал Универсал Банк не использовать ложную информацию в рекламе автокредитов под 0%, тогда как в действительности ставка составляла 0,0001% годовых. Банк не был оштрафован.
Зачастую банки указывают в рекламе информацию о дополнительных платежах мелким шрифтом или не указывают ее вообще.
Эксперты настаивают, что нулевых ставок не существует в принципе.
Столь малые суммы штрафов вряд ли будут мотивировать банки предоставлять корректную информацию о своих услугах.
"АМКУ просто жалеет банки, так как, согласно закону о недобросовестной конкуренции, штраф за такие действия составляет 1% от годового оборота. Это могут быть сотни миллионов гривен. А 50 тыс. грн для розничного банка - очень небольшая потеря по сравнению с тем количеством клиентов, которых они смогли заманить такой рекламой ", - говорит старший партнер адвокатской компании" Кравец, Новак и партнеры "Ростислав Кравец.
По его словам, у него были судебные дела с банками, которые не предоставляли достоверную информацию о кредите.
"Сокрытие информации может стать основанием для признания кредитного договора недействительным", - констатирует он.
Читайте нас также в Telegram. Подписывайтесь на наши каналы "УП. Кляті питання" и "УП. Off the record"