Амнистия теневых капиталов: высокие ставки и "презумпция виновности"
Например, в виде налоговых поступлений от амнистированных капиталов. Соответствующие законопроекты № 5153 и № 5155 уже зарегистрированы в парламенте. Правда, каждый из них несовершенен, что может помешать важному для Украины процессу налоговой амнистии. Главные недостатки законопроектов, на мой взгляд, это так называемая "презумпция виновности" для владельцев теневых состояний и высокие ставки налогообложения.
Признайся в нарушении законодательства и заплати 5-9% налогов
Но все по порядку. Добровольное декларирование, что предусматривается проектом закона № 5153 от 25.02.2021, должно проводиться с 1 июля 2021 по 1 июля 2022 года.
Лица, которые могут, согласно этому законопроекту, воспользоваться правом на такое декларирование и не воспользуются им, будут считаться такими, которые сообщили контролирующему органу об отсутствии в их собственности активов, полученных или приобретенных за счет доходов, с которых не уплачены налоги. То есть те, кто использует такое право, юридически признают себя неплательщиками налогов.
Не смогут подать "нулевую декларацию" те, кто, начиная с 1 января 2005 года, подавали или должны подавать декларации в соответствии с законом в сфере предотвращения коррупции или претендовали/претендуют на должности государственной службы. Объектами декларирования не могут быть активы физического лица, полученные или приобретенные декларантом в результате совершения деяния, содержащего признаки уголовных преступлений.
Исключение - уклонение от уплаты налогов, нарушения в сфере валютного законодательства, нарушения в сфере защиты экономической конкуренции. Законопроектом предоставлено право подавать обезличенные декларации через уполномоченного представителя - нотариуса. Декларант обязан документально подтвердить денежную стоимость таких объектов декларирования.
Теперь об объемах сбора при подаче "нулевой декларации":
- 5% с валютных ценностей, размещенных на счетах в банках Украины и из имущества, зарегистрированного в Украине;
- 9% из валютных ценностей и имущества, расположенного за рубежом;
- 2,5% от номинальной стоимости облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ).
Для того, чтобы пройти процедуру добровольного декларирования, субъект должен предварительно разместить средства в национальной и иностранной валюте в наличной форме и/или банковских металлах на текущих счетах со специальным режимом использования в банках Украины. Банк дополнительно проверит источники происхождения активов, руководствуясь порядком, определенным законодательством в сфере финансового мониторинга.
Важно, что в рассматриваемых законопроектах отсутствует механизм создания условий для инвестирования амнистированного капитала в экономику страны. Условие по хранению легализованных денежных средств в банковских учреждениях серьезно воспринимать нельзя, поскольку толчок для экономического развития это не обеспечит.
Как убедить владельцев теневых капиталов стать декларантами?
Сразу хочу спросить потенциальных участников налоговой амнистии: готовы ли они легализоваться на таких условиях: заплатить 5% или 9% стоимости активов, одновременно заявив о своих нарушениях налогового законодательства? Не уверен, что желающих будет очень много. Особенно, если учитывать, что каких-то дополнительных преференций от этого они не получат, а вот клеймо неплательщика налогов де-юре останется.
Амнистия капиталов неизвестного происхождения - это один из важных шагов разработанной мною комплексной программы реформирования налоговой системы Украины. Поэтому я уже несколько лет на встречах с законодателями и предпринимателями, а также в медиа подчеркиваю условия, при которых такая амнистия станет эффективной для государства и интересной и выгодной для владельцев капиталов.
Одним из этих условий является применение к субъектам процесса правового принципа презумпции невиновности. Если проверки - то только по упрощенной схеме на предмет наличия прямых угроз государству из-за влияния "политического капитала" и для выявления капиталов криминального происхождения.
Амнистия не должна быть избирательной, возможность начать свою налоговую историю с чистого листа должен иметь каждый гражданин. К тому же потенциальный инвестор с теневыми активами должен быть уверен, что государство защитит его легализованное состояние и не накинет ему в будущем на шею налоговую удавку.
Но таких гарантий вышеупомянутые законопроекты, к сожалению, не предлагают, а репрессивный характер отечественной фискальной системы говорит о высоком уровне соответствующих рисков.
Также я всегда делаю акцент на необходимости введения максимально низких ставок налогообложения при легализации капиталов неизвестного происхождения - от 2,5% до 5%. Разумно было бы создать льготные налоговые условия для инвесторов с амнистированным капиталом и установить дополнительные преференции для зарубежного капитала при возвращении его в страну.
Позитивом в предусмотренной кампании считаю то, что в качестве инструмента амнистирования теневого капитала планируется предоставление возможности приобретения облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). В своих публикациях я неоднократно советовал это сделать, подчеркивая, что речь в данном случае может идти исключительно о долгосрочных ОВГЗ.
К тому же процедура покупки ОВГЗ должна быть максимально простой. Вкладчик оформляет заявку в банк (не в налоговый или иной госорган!) С указанием намерения - "легализация капитала" - и желаемым объемом средств. Никаких данных о текущем местоположении средств заявитель не указывает.
Банк принимает решение в сжатые сроки. Если оно положительное, стороны заключают договор о покупке ОВГЗ, и заявитель перечисляет средства. На мой взгляд, эта понятная и выгодная для всех участников формула убедит бизнес и граждан выводить из тени свои капиталы и инвестировать их в украинскую экономику.
Есть еще одно условие, которое добавит мотивации к легализации состояния, - эта кампании должна быть единоразовой, что также должно быть зафиксировано в соответствующем законе.
Первый шаг без права на второй шанс
Убежден, что налоговая амнистия - это только одно звено в системе налоговой реформы, в которой очень нуждается украинская экономика. Государство должно создать отечественным предпринимателям такие условия, при которых работать легально и прозрачно будет экономически выгоднее и удобнее, чем в тени.
К сожалению, представленным законопроектам не хватает системности и дальновидного расчета. Они носят, скорее, фискальную направленность, необходимую для латания дыр в бюджете, и не могут обеспечить необходимый уровень доверия между государством и бизнесом/социумом. А без этой составляющей не стоит ожидать положительного результата.
Конечно, любую реформу можно провести на скорую руку. Но будет ли у Украины второй шанс, если запланированная амнистия капитала провалится, и доверие к государству в очередной раз будет подорвано?