Онлайн-продажи продуктов питания: как меняется мировой рынок

Онлайн-продажи продуктов питания: как меняется мировой рынок

Walmart, Amazon, Ocado и не только: кто из ритейл-гигантов успел адаптироваться к новым вызовам во время пандемии?
Четверг, 9 апреля 2020, 09:59
коммерческий директор Zakaz.ua

С внедрением политики "социального дистанцирования" продуктовые ритейл сети столкнулись с огромным ажиотажем и для многих из них это стало вызовом.

Покупатели в ожидании того, что скоро они, в принципе, не смогут выходить в магазин, сметали продукцию с полок в считанные часы.

С другой стороны, все большее число покупателей начали искать возможность приобрести продукты онлайн.

К примеру, число поисковых запросов "grocery delivery" в США побило все рекорды (уровень популярности запросов близится к максимально возможному значению 100 по состоянию на 27 марта 2020 года).

Реклама:

Rakuten Intelligence проанализировал данные по продажам онлайн-ритейлеров (к таким относятся Amazon с его сервисом Amazon Fresh, сервис по доставке продуктов питания Instacart, сервис Walmart to Go от Walmart, Kroger и другие продуктовые онлайн-ритейлеры).

В период с 12 по 15 марта 2020 г. объем онлайн-заказов существенно вырос по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.

Количество заказов через такие онлайн-сервисы за эти четыре дня выросло больше, чем на 150% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.

В расчет включены как заказы, которые были доставлены до дверей, так и заказы click and collect (когда заказ собирается в магазине и покупатель приезжает забрать готовый заказ в пункт выдачи).

При этом в долларовом выражении рост был еще более существенным (на 210%), что свидетельствует о росте среднего чека (более крупные покупки про запас).

Рост заказов и продаж продуктов питания через онлайн-каналы в денежном выражении за период 12-15 марта 2020 в сравнении с аналогичным периодом 2019 г.

 

*К ритейлерам с полным ассортиментом относятся сервисы Amazon Fresh, Instacart, Walmart to GO, Kroger Co и другие

Количество заказов через услугу самовывоза (или click and collect) выросло на 83%, а в долларовом выражении – больше, чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Стоит отметить, что в расчет принимались заказы как продовольственных, так и непродовольственных товаров.

Треть покупателей, опрошенных 13 марта консультантами Gordon Haskett Research Advisors, сказали, что покупали продукты питания онлайн в течение последней недели, а 41% из них делали это впервые. 

С одной стороны такой стремительный рост можно рассматривать как временный, но многие аналитики сходятся на мысли, что нынешняя ситуация вынужденной изоляции сыграет на руку продуктовым онлайн-ритейлерам и поможет сформировать у покупателей долгосрочную привычку покупать продукты питания онлайн.

По данным Business Insider, в декабре 2019 г. только 10% покупателей в США регулярно осуществляли покупки продуктов питания онлайн, но это может очень быстро измениться и уже меняется.

Исследования показывают, что с каждой новой покупкой онлайн все больший процент покупателей отмечает увеличение удобства в виде экономии времени.

Можно сказать, что уже после третьего заказа формируется привычка покупать онлайн и пользователи "приклеиваются" к онлайн-каналу продаж (конечно же, если им понравился опыт взаимодействия с сервисом).

Продуктовые ритейлеры показывают результаты выше рынка

С начала года фондовые рынки штормит. По состоянию на 27 марта 2020 г. индекс S&P500 упал на 21% с начала года.

Интересно проследить динамику котировок крупнейших продуктовых ритейлеров США: Walmart (WMT), Amazon (AMZN), Kroger (KR), Costco (COST) и Target (TGT).

Стоит отметить, что все перечисленные крупнейшие ритейлеры США имеют либо собственные онлайн-каналы продаж, либо сотрудничают с сервисами доставки, а некоторые – даже составляют прямую конкуренцию Amazon.

Так, Walmart активно развивают собственную доставку и пункты самовывоза (на конец 2019 г. только в США насчитывалось 2 100 локаций для самовывоза, а доставка осуществлялась из 800 магазинов).

Компания имеет глобальное присутствие, в том числе владеет контрольной долей в индийском сервисе доставки продуктов Flipkart и китайском ecommerce Jd.com.

В период с начала 2020 г. Walmart показал не самые высокие результаты в сравнении с конкурентами, снизившись в цене на 7,9%.

Многие аналитики прогнозируют отличные возможности для роста онлайн направления бизнеса Walmart в 2020 г., но при этом отмечают, что с ростом доходов, возможно, вырастут и убытки компании от онлайн направления.

Так, в 2019 г. доходы Walmart в США от онлайн-продаж продуктов питания выросли на 35% в сравнении с предыдущим годом. При этом убытки от ecommerce в США в 2019 г. превысили прогнозы компании и составили 2 млрд долларов.

Практически все продуктовые ритейлеры торговались выше, чем S&P500. Единственным исключением стал Target, акции которого упали на 26,3% с начала года.

Target также имеет присутствие на рынке онлайн-продаж, так как в 2017 г. купил сервис доставки продуктов Shipt. Но, видимо, наличие онлайн канала продаж не удержало акции компании от падения.

Лидером по росту котировок среди ритейлеров стал Amazon – ключевой игрок на рынке онлайн-продаж продуктов питания и крупнейший игрок ecommerce рынка США в 2019 г. (47% рынка). После приобретения Whole Foods в 2017 г. Amazon расширил свои возможности в сфере доставки продуктов питания.

С начала 2020 г. акции Amazon выросли на 3,83%. Стимулом, в том числе, послужил рост спроса на онлайн-доставку продуктов питания в США. 

Kroger также имеет возможность продавать онлайн – компания работает с сервисом доставки продуктов Instacart, а также работает через собственную платформу для онлайн-продаж.

Акции Kroger с начала года выросли в цене на 1,66%.

 

В Британии ситуация на фондовом рынке также нестабильна и с начала года фондовый индекс FTSE 100 упал на 26,94%.

Акции Tesco (TSCO), крупнейшей розничной сети Британии, снизились на 8,86%. В принципе, Tesco не очень сильна в онлайн-продажах: в 2019 г. ее подразделение ecommerce (товары широкого потребления) Tesco Direct было закрыто из-за убыточности, а продажи e-grocery сегмента выросли всего на 2,8% в 2019 г.

Акции Ocado (OCDO) – сильнейшего в Британии онлайн-супермаркета, по состоянию на 18 марта 2020 г. достигли максимального значения за год. Однако компании не удалось удержаться на вершине.

В связи с растущим спросом 18 марта Ocado пришлось приостановить свою работу и закрыть сайт для приема новых заявок на доставку, после чего котировки компании устремились вниз и по состоянию на 27 марта 2020 г. снизились на 3,24% с начала года.

По мнению некоторых аналитиков, Ocado сложнее справляться с резко возросшим спросом ввиду их высокотехнологичной операционной модели: компания оперирует роботизированными складами, откуда осуществляет сборку и доставку, и Ocado не так легко расширить свои мощности.

Они не могут просто набрать новых сборщиков и курьеров, и таким образом покрыть весь спрос.

 

Сервисы доставки продуктов питания бьют рекорды по скачиванию приложений

Сейчас золотое время настало для сервисов доставки продуктов питания – они бьют рекорды по количеству ежедневных загрузок их приложений. В Instacart, Walmart Grocery и Shipt ежедневные скачивания выросли на 218%, 160% и 124% соответственно (сравнивая данные на 15 марта 2020 и средние значения по февралю).

 

Источник: Techcrunch

Как правило количество скачиваний находится в районе 10-20 тыс. скачиваний в день. Но в воскресенье, 15 марта, приложение Instacart загрузило более 38 500 человек, а Walmart Grocery – почти 54 000 человек.

Загрузки приложения Target также выросли в два раза: с 25 000+ месяцем назад до 53 100.

Рост скачиваний отображается и на финансовых показателях сервисов. Так, Instacart заявляет, что в начале марта темпы роста продаж были в 10 раз выше, чем неделей ранее.

Сбои в работе и нехватка сотрудников

Однако растущий спрос имеет и обратную сторону – многие сервисы не имеют достаточно мощностей, чтобы его удовлетворить.

Во время вспышки эпидемии Amazon и другие розничные компании сообщали о сбоях в работе сервисов, поскольку они пользуются беспрецедентным спросом.

Amazon нанимает 100 000 работников для укрепления своей сети доставки, Walmart ищет 150 000 сотрудников, а Albertson испытывает нехватку в 30 000 работников.

Kroger уже нанял 2 000 сотрудников для обеспечения бесперебойной работы своих магазинов. Instacart говорит о планах нанять 300 000 шоперов в течение ближайших трех месяцев, чтобы удовлетворить растущий спрос на услуги компании.

Крупнейшие британские сети Ocado, Tesco и Sainsbury’s имеют собственные онлайн-каналы продаж, а Ocado присутствует только в онлайн.

В течение последних недель ритейлеры были перегружены запросами на доставку онлайн. Sainbury’s пришлось даже ограничить возможность новым пользователям регистрироваться на сайте, а преимущество в доставке отдавалось уже существующим клиентам и самым незащищенным категориям населения.

Онлайн-ритейлерам пришлось закрывать слоты, а сейчас компании в активном поиске сотрудников для удовлетворения растущего спроса на доставку.

Супермаркеты ведут переговоры с сервисами доставки, которые ранее обслуживали сектор HoReCa, чтобы за счет их мощностей увеличить количество фургонов и курьеров для доставки.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: