Украинский рынок газа замер в четырех шагах от Европы
Один из самых больших газовых рынков Европы, наш, украинский рынок, полон возможностей с точки зрения инвесторов.
Газом у нас пользуется столько же потребителей, как во Франции, а протяженность газораспределительных сетей сопоставима с Германией.
Даже сокращая потребление газа несколько лет подряд, Украина лишь недавно уступила по этому показателю свое место Италии и сравнялась с Испанией, которая является 13 экономикой в мире.
Однако полноценно реализовать весь потенциал столь масштабного рынка сейчас невозможно. Достаточно взглянуть на ситуацию с конкуренцией, а это краеугольный камень любого рынка, чтобы оценить критическое состояние дел.
Свободна лишь треть рынка. Это сегмент коммерческих потребителей, на которых приходится около 10 млрд куб м газа ежегодно. Остальные 20 млрд куб м можно реализовать только на условиях, которые диктует государство.
Следующий аспект — ресурсное наполнение рынка. Здесь почти 80% добычи и импорта газа контролируются государственной монополией.
Наконец, финансовая сторона рынка газа. Она также далека от представлений о либеральной экономике: 2/3 всех платежей за газ генерирует госбюджет, когда осуществляет бюджетные трансферты по субсидиям для потребителей. Все платежи граждан проходят через госбанки на счета, открытые в госбанках.
Все эти проблемы нужно устранить, чтобы завершить интеграцию украинского газового рынка с европейскими рынками. Сделанные шаги в этом направлении четко указывают на то, что это верная дорога. Даже частичная либерализация украинского газового рынка сделала возможными позитивные изменения.
Так, сфера распределения газа стала единственной, где был проведен анбандлинг — разделение бизнесов по транспортировке и продаже газа.
Этот сложный процесс был проведен еще в 2015 году, резко и без особой подготовки газораспределительных компаний. Однако благодаря этому сейчас независимо друг от друга эффективно действуют компании-операторы ГРМ и компании-поставщики газа. После трех лет работы в таком режиме мы можем сказать, что было выбрано стратегически правильное направление.
Что сделано за это время?
Мы последовательно реализуем построение качественного клиентского сервиса. Раньше газораспределительные компании называли облгазами. Действительно, это были газовые конторы с советской родословной и без намека на сервис.
Сейчас, когда я общаюсь с людьми, всегда спрашиваю у собеседников, пользуются ли они нашими сервисами и каковы их впечатления.
Недавно я общался с представителями лидирующих отечественных бизнес-школ. Мои собеседники ответили, что сервисы РГК являются самыми удобными и комфортными по сравнению с другими поставщиками коммунальных услуг.
За последний год наши специалисты обслужили 50 млн контактов с клиентами. Результаты опросов потребителей, которые проводит независимая компания, показывают, что на протяжении последних двух лет позитивное восприятие газораспределительных компаний растет.
Клиенты — это цель, на которую следует ориентироваться при реформировании газового рынка и его интеграции в Европу. Самый ценный актив здесь — не газопроводы, а клиенты. Чтобы завершить нашу дорогу в Европу, необходимо сделать еще четыре последовательных шага в реформировании рынка газа.
Во-первых, нужен независимый оператор рынка, равноудаленный от всех его участников и неподконтрольный государству. Сейчас функции такого оператора выполняет компания, которая находится в подчинении крупнейшего государственного трейдера и импортера газа.
Во-вторых, следует дать всем участникам рынка доступ к закупкам украинского газа. Сейчас эти почти 15 млрд куб м доступны лишь одному игроку.
В-третьих, нужна монетизация субсидий на газ. Благодаря монетизации любой потребитель получит возможность самостоятельно выбирать поставщика газа.
Последовательное выполнение этих трех шагов сведет на нет возможности отдельных участников рынка в своих интересах искажать рыночную конъюнктуру, манипулировать спросом и предложением.
Только после этих трех шагов станет возможным четвертый: отмена государственного регулирования цены на газ. Тогда формировать объективную цену сможет уже сам рынок.