Образованию не хватает интеллекта — человеческого и искусственного
Последние достижения мирового технического прогресса способны удовлетворить любые требования человека или государства.
Даже в отстающей в применении многих технологий Украине стремительно растет число людей, испытывающих дискомфорт от недостатка возможностей.
Как его устранить, пока еще не все упущено? Начать с системы образования.
Дым без огня
В международном Индексе образования ООН Украина в последние годы превзошла все ожидания, заняв 31-е место.
Более того, в соответствии с последними показателями мирового развития Мирового банка, страна — в списке 50 лучших стран для развития и образования в области информационных технологий, а также для экспорта ИТ-услуг.
А еще — мы в десятке стран, где высшее образование подает большие надежды для формирования востребованных кадров на международном рынке.Такую статистику приятно читать, но еще приятнее было бы наблюдать за тем, как эти цифры отражаются на возможностях наших детей в украинских реалиях.
Что мы имеем на самом деле?
Ни один из более чем пяти сотен высших учебных заведений страны в 2018 году не входит в международный список Шанхайского университета из 500 лучших вузов мира. Нет в Украине и вузов, которые могли бы занять почетное место в 400 строчках глобального рейтинга QS1. Про школы и вовсе речь не идет.
Перед нами — серьезная проблема в системе образования, которой не хватает интеллекта — и человеческого, и искусственного. Мир быстро меняется, а вслед за ним — обязательные потребности в определенных подходах к обучению.
Устаревшая система содержания "вышки"
Лучшие университеты мира — Лондонский, Токийский, Австралийский, Стэндфордский — по большей мере частные заведения, открытые к партнерству с некоммерческими фондами и бизнесом.
А Оксфорд и Кембридж, к примеру, ведут не только научную, но и публичную деятельность. Это делается для привлечения всестороннего финансирования и развития современной цифровой инфраструктуры.
При продуманном реформировании системы высшего образования Украина вполне способна трансформировать и свои университеты в независимые фонды с надежной системой управления и контроля. Таким образом, образование, политика исследований, направления научной деятельности и финансирование были бы децентрализованы и получили бы свежий глоток воздуха.
Украину все еще истощают остатки советской системы. Мы не можем отпустить, но и содержать не в состоянии. Результат — согласно исследованиям Еврокомиссии, страна ежегодно теряет 18-20 тыс студентов с высокими интеллектуальными показателями, потому что они выезжают на учебу за границу. Притом более 25% из них не возвращаются на родину.
Государственное финансирование должно быть привязано к человеческому фактору — студентам и преподавателям, а не к учреждениям. Первые должны получить возможность в виде актуальных дисциплин и практик. Вторые — возможность регулярно повышать свою квалификацию и впитывать новый опыт.
Кривой вектор реформирования школы
Попытки Украины "цифровизовать" школы пока выглядят более чем скромно.
В 2018 году Минобразования и науки представило проект эксперимента по внедрению электронных учебников на базе Национальной электронной образовательной е-платформы.
До 2021 года чиновники планируют изучить четыре десятка экспериментальных учебных образцов, создать "электронный образовательный контент" в форме свободного доступа к ним и сформировать модули, которые обеспечат прозрачные механизмы их отбора.
А что получат от этого школы, принимающие участие в проекте? По классу с интерактивной панелью, Wі-Fі-роутером и планшетами для использования электронного учебника? Как эта инициатива повысит квалификацию и навыки пользования передовыми технологиями преподавательского состава?
Три кита для трансформации отрасли
Создание единой платформы цифровизации учебных заведений.
Государство может быть лишено возможностей оснастить школы технологиями в соответствии с потребностями, но обязано иметь комплексный план того, как это сделать. Нужно создать условия для развития интеллектуальных навыков и способностей у детей, а не растить из них однослойную рабочую силу.
Если посадить за стол переговоров тех, кто готов к переменам, и тех, кто готов в это инвестировать, общий язык будет найден. Именно по такому пути пошли власти Китая, столкнувшись с огромным количеством проблем в школах и вузах, где подходы к образованию были слишком разношерстными и устаревшими.
В 2017 году китайское правительство объявило амбициозный генеральный план цифровизации учебных заведений. Сегодня максимальное количество средств, выделяемых на образовательный сектор, идет на переобучение преподавателей, внедрение классов и факультетов по программированию, робототехнике и искусственному интеллекту, создание интеллектуальных платформ.
Международное партнерство и привлечение инвестиций.
Что необходимо для успеха на рынке труда в будущем, когда главным конкурентом будет не человек, а машина? Развитая логика, умение коммуницировать, принимать нестандартные решения, работать на стыке дисциплин и возможностей. Вот к чему должны готовить школа и вуз.
Пускай государство не способно обеспечить эффективные реформы, но оно должно стимулировать качественные изменения, которые пытаются точечно вносить частные учебные заведения за свой счет или за счет родителей.
В США множество школ, которые содержатся исключительно за деньги инвесторов и семей учеников. Дети обучаются по индивидуальным программам, ориентированным на их способности. Это не значит, что при этом они не получают базовые знания. Однако благодаря демократическому подходу к выбору дисциплин они смогут стать более конкурентоспособными.
Избирательный подход к интеграции международных практик.
Многие из нужных нам инструментов успешно работают на Западе. Так, существует прогрессивная западная образовательная практика STEM.
Формально национальную коалицию STEM с 20 организациями-членами (университеты, школы, компании и научно-исследовательские институты) мы учредили еще в 2015 году, но где наш прогресс в продвижении этой платформы?
Безусловно, для реализации такого проекта необходимы дополнительные средства. Детям нужны конструкторы, робототехника, базовые интеллектуальные системы, измерительные комплексы, 3D-принтеры, современные компьютеры, цифровые проекторы. Эти вопросы решаемы, если удерживать их на повестке дня: подключать родителей, инвесторов, разработчиков, интеграторов, бизнес.
Чтобы подготовить к инновациям преподавателей, изобретать велосипед не придется. К примеру, недавно Еврокомиссия учредила европейскую облачную инициативу Open Science для ученых, исследователей и преподавателей.
Она позволяет изучить все возможные исследования в данной сфере. Создание аналогичной платформы вполне по силам даже украинским стартаперам.
Образование напрямую завязано на перспективы страны. Украина нуждается в перезагрузке системы, а не перекройке существующей — с нововведениями, сбивающими с толку. Время перемен уже наступает нам на пятки.