Суды на стороне "рисковых" в вопросе регистрации налоговых накладных
А вы уверены, что вы не "рисковый" плательщик?
Мейнстримом сейчас является остановка регистрации налоговых накладных по причине, как указано в полученных квитанциях, соответствия их пункту 1.6 "Критерий рискованности налогоплательщика".
Какие критерии? Кто сказал? Почему? Этот момент упущен. Правомерно? Возможно. Аргументировано? Абсолютно нет.
Может ли государственный орган что-то запрещать, не обосновывая свое решение? В теории — нет, на практике — да.
ГФС, чтобы остановить регистрацию налоговой накладной субъекту хозяйствования и фактически затормозить его деятельность, ссылается на пункт даже не закона и не подзаконного акта. Критерии рискованности налогоплательщика — вообще не известный правовому полю документ.
Согласно порядку, утвержденному постановлением Кабмина №117, критерии рискованности налогоплательщика, критерии рискованности операций, перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история, определяет ГФС и направляет на согласование Минфина в электронной форме через систему электронного взаимодействия органов исполнительной власти.
Минфин в двухдневный срок согласовывает данные критерии или направляет их ГФС на доработку. Так же уточняется и перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история налогоплательщика.
Однако сейчас критерии рискованности налогоплательщиков существуют исключительно в виде письма ГФС №959/99-99-07-18 от 21 марта 2018 года "Критерии рискованности налогоплательщика". Они не утверждены нормативным актом ГФС, который, в свою очередь, должен согласовать Минфин.
Руководители комиссий управлений ГФС в областях, Киеве, а также руководители Офиса крупных налогоплательщиков ГФС, которые принимают решения о регистрации налоговой накладной, действуют согласно пункту 1.6 критериев.
Внесение предприятий в перечень рисковых плательщиков мешает нормальной хозяйственной деятельности. Все регистрируемые налоговые накладные в дальнейшем автоматически останавливаются, что создает дополнительные препятствия в хозяйственной деятельности.
Появляется необходимость тратить время, трудовые и материальные ресурсы на подготовку объяснений и копий документов с целью разблокирования налоговых накладных. Кроме того, это разрушает деловую репутацию перед контрагентами.
Вопрос законодательно неурегулированный. Это инструмент давления на бизнес.
Если заглянуть в Единый государственный реестр судебных решений, можно увидеть фантастическую тенденцию: суды становятся на сторону плательщиков. Реестр насчитывает больше сотни решений окружных судов при оспаривании блокировки накладных по причине внесения в список рисковых плательщиков.
Решения об отказе в регистрации и о внесении в списки рисковых суды с удовольствием отменяют, мотивируя это тем, что ГФС не аргументирует их и нарушает процесс блокировки и разблокировки накладных.
Ни в квитанции, ни в самом решении не будет определенных причин блокировки, которые предусмотрены законодательно, а будут лишь общие фразы. Даже при дельнейшем судебном оспаривании, судя по мотивировочной части решений судов, доказательная база контролирующего органа почти нулевая.
Скорее всего, это происходит из-за больших объемов документов и недостающего количества персонала ГФС. Однако штат сотрудников, по данным сайта службы, — около 44 тыс человек. При правильной расстановке обязанностей этого более чем достаточно, чтобы, как минимум, четко формулировать свою позицию.
Пока контролирующие органы действуют вне правового поля, Фемида благосклонна к налогоплательщикам. Суды не будут делать поблажки из-за загруженности контролирующего органа и несовершенства системы.
Все решения об отказе в регистрации налоговых накладных и решения о внесении в списки рисковых плательщиков при качественно подготовленной доказательной базе отменяются.