Контрольная для робота: зачем образованию искусственный интеллект
В Украине уже не первое поколение детей в школах обращается с технологиями куда лучше своих учителей.
Закостенелая система образования не успевает быстро адаптироваться к новым реалиям и потому все время остается на несколько шагов позади.
Это обидно, ведь современная молодежь имеет особую чувствительность к инновациям.
Она быстро адаптируется, понимает потребности и готова создавать новое. Достаточно лишь дать инструменты. Не для этого ли нужны школы и вузы?
Стратегический вектор
Технологические инновации критически необходимы для улучшения и развития сферы образования. Это хорошо видно по вниманию к этому вопросу в мире.
В 2013 году международный центр обмена опытом и знаниями Beverly Park Woolf обозначил пять ключевых направлений для детального изучения и внедрения в образование искусственного интеллекта — ИИ.
Это персональные интеллектуальные помощники, интеллектуальное ПО для приобретения навыков работы с инновациями, ПО для дистанционного обучения, облачные сервисы и программы на базе ИИ, позволяющие обмениваться информацией, общеобразовательные программы, раскрывающие возможности ИИ для подготовки учащихся к взаимодействию с новыми технологиями.
Персонализация знаний
За пять лет с момента выхода документа теория стала реальностью, и сейчас мы говорим об "умном контенте". При этом важно, что его разрабатывают компании, имеющие серьезную экспертизу в технологических проектах.
Одной из самых успешных в создании и внедрении ИИ в сфере образования является компания Content Technologies, Inc. Созданная фирмой программа Cram101 использует ИИ для работы с учебниками.
Ориентируясь на потребности ученика, она анализирует содержимое книги, составляет резюме глав и предоставляет краткое описание материала.
Еще один пример — интеллектуальные репетиторские системы ITS, известные с 1970-х годов. В сфере образования это настоящая "палочка-выручалочка".
Например, программное обеспечение Carnegie Learning Mika фокусируется на индивидуальном обучении и обратной связи в режиме реального времени для студентов-новичков, которые иначе нуждались бы в коррекционных курсах. В США затраты на коррекционное обучение составляют около 7 млрд долл в год.
Это ПО опирается на технологии ИИ и дает студентам шанс воспользоваться более гибкими персонализированными способами обучения.
Все это элементы, встроенные в систему образования. Это часть того, что помогает не выучить, сдать и забыть, а получить функциональные знания.
Не только ученики, но и учителя
Новые технологии касаются и педагогов. Компания Netex Learning создает решения, позволяющие учителям разрабатывать мультимедийные учебные программы и контент на любых смарт-устройствах.
Более того, продукты фирмы оценивают учащихся. Остается лишь выбрать, как именно осуществить этот процесс: самостоятельно или при помощи умных онлайн-инструкторов. Будет ли такое оценивание справедливым?
По данным университетской коллегии Лондонского университета, действия и выводы современных систем на основе ITS являются более чем прозрачными. Это позволяет педагогам понять, как система пришла к определенному решению.
Так, программа iTalk2Learn16, спроектированная и протестированная Университетом Карнеги-Меллона, позволяет оценить эффективность применения интеллектуальных репетиторских программ и приложений в работе.
Никто не предлагает заменить обычных педагогов роботами, а вот усовершенствовать навыки учителей при помощи ИИ и наладить более продуктивную работу с учениками и студентами готовы многие.
Для освоения преподавателями дополнительных навыков и обмена опытом Nextex разработала персонализированную обучающую облачную платформу. С ее помощью преподаватель может адаптировать под свои потребности системы с обучающими приложениями, играми, симуляциями или виртуальными курсами.
Импорт "умного опыта"
Институт творческих технологий при Университете Южной Калифорнии — пионер в создании виртуальных приложений, которые используют ИИ.
Исследователи тестируют эффективность виртуальных координаторов и обучающей дополненной реальности. Специалисты допускают, что такие приложения будут широко использоваться уже в ближайшие 10-20 лет.
Конечно, сравнивать это с возможностями украинских образовательных институций непросто, но и отмахнуться от технологий тоже нельзя. Без инвестиций в образование вливания в экономику будут временными мерами. Настоящий прорыв возможен только при выходе на более качественный уровень.
Искусственный интеллект должен стать стратегическим вектором. Нам предстоит преодолеть путь от осознания проблемы до формирования эффективной дорожной карты последовательного внедрения ИИ в систему образования. Эту работу нужно начинать уже сейчас — без нас ее никто не сделает. Даже ИИ.