Бот вместо лектора, или Как меняется сфера образования
Рынок образования, как и экономика, глобализируется.
В значительной мере этому способствует усиление позиций онлайн-обучения.
Сейчас сложно говорить о том, что тенденции развития образования диктуют какие-то отдельные страны, хотя, безусловно, некоторые европейские и американские классические университеты создают определенные тренды.
Мощная материально-техническая база, которой располагают эти учебные заведения, позволяет свободнее экспериментировать с инновациями — новыми формами обучения или интересным образовательным стартапом.
Иногда подобные эксперименты перерастают в тенденцию, как, например, зародившееся в начале десятилетия онлайн-образование.
Главные трендсеттеры — это корпорации. Они требуют, чтобы IT-специалисты постоянно учились, получали актуальные знания. Отрасль развивается настолько стремительно, что в некоторых дисциплинах образовательный контент меняется каждые полгода. Без слияния с индустрией успеть за переменами невозможно.
IТ-гиганты располагают мощным базисом для развития искусственного интеллекта, который постепенно будет внедряться в образовательные программы и инструменты. Вскоре мы станем свидетелями зарождения нового тренда.
Хотя, на мой взгляд, виртуальная реальность проникает в обучение уже давно. Это будет продолжаться в тех сферах, где дорого организовать обучение "у станка": в медицине, аэрокосмической отрасли, энергетике. В IT эта тенденция также может стать популярной за счет трансформации через геймификацию.
Уровень финансирования украинских учебных заведений вряд ли позволит оперативно внедрять передовые технологии в образовательный процесс.
Но если будет правильно организована связь с компаниями, заинтересованными в специалистах, то компании сами будут стремиться помочь студентам получить необходимые навыки, внедряя передовые новинки в обучение. Все это невозможно без качественных структурных изменений системы в целом.
О менторах, тьюторах и ботах
Два года назад крупная американская компания заявила, что для работы в IТ-отрасли нет необходимости в получении классического высшего образования, а формат "лектор — аудитория" устарел и не работает.
В наших вузах эта форма все еще активно практикуется, хотя постепенно набирают популярность дистанционное обучение и смешанный формат.
При смешанном формате часть материала осваивается самостоятельно, а затем он прорабатывается с ментором или тьютором — координатором, который помогает найти пробелы в знаниях и правильно выстроить траекторию обучения. Эти люди приобретают ощутимый вес, такое обучение становится трендом.
Массовые модели обучения, хорошо зарекомендовавшие себя, например, в Индии, для Украины не подходят. Нашей ментальности ближе индивидуальный подход. Кстати, это одна из мировых тенденций, частью которой может стать искусственный интеллект. Он поможет определять пробелы в знаниях, подсказывать, что нужно доучить и после проработать с ментором.
Индивидуальный подход невозможен без слияния с индустрией, которая дает базу для проектного обучения. Эта составляющая позволяет постоянно практиковаться. Работая над проектом, мы сами обучаемся и создаем образовательный контент. Другими словами, ошибки или успехи одного человека становятся своего рода мини-пособием для других.
К примеру, в ЕРАМ обмен опытом среди менеджеров разных уровней проводится на глобальном уровне и называется Managers' Mentoring Program.
С момента старта в 2014 году в ней приняли участие свыше 400 менторов и 1 тыс учеников (менти) из 22 стран. Успешно работают и менторинг-программы по узкопрофессиональным направлениям. Конечный результат каждой программы зависит от менторов, ведь ее суть в ее же названии — менторская.
Так и в университетской среде. Утверждаю, что украинское образование держится на персоналиях. В центре системы образования всегда будут находиться профессиональные преподаватели, способные сформировать правильный вектор развития студента. Для будущих IT-специалистов это очень важно.
Бытует мнение, что в отличие от большинства других сфер, которые в будущем будут максимально автоматизированы, в образовании и медицине сохранится наивысшая пропорция присутствия "живых людей". Я разделяю это мнение.
Расширится само понятие "преподаватель". Оно будет включать в себя и менторов, и тех, кто передает свои знания, навыки, опыт. Ведь есть вещи, которым молодой специалист может научить своего опытного коллегу.
В образовательный процесс будет вовлечено больше людей, так как образовательный контент будем генерировать мы сами. Автоматизация поможет контролировать уровень знаний, проводить тестирования, хранить и систематизировать информацию о ходе обучения, но никакой искусственный интеллект не заменит интуицию и принятие решений на основе нашего опыта.
Возможно, бот и поможет при изучении программирования, но ни один робот не научит принимать правильные инженерные решения. Жизненный опыт как безусловную ценность ничто не заменит.
Lifelong learning — привилегия или неизбежность?
К сожалению, я не располагаю статистическими данными по Украине, сколько взрослых людей, получивших высшее образование, продолжает учиться. Мы говорим о формализованном обучении на заочном отделении или курсах.
Зато есть открытые данные по другим странам. Например, в Швеции и США продолжают учиться около 30% взрослого населения. Это во многом связано с глобальными процессами на рынка труда: автоматизация набирает обороты, люди теряют работу и вынуждены осваивать новые навыки или даже профессии.
IT-сфера — одна из передовых в lifelong learning. Здесь, не обучаясь, специалист быстро теряет свои позиции и ценность на рынке. Поэтому lifelong learning в данном случае — это необходимый способ поддержания конкурентоспособности.
К постоянному обучению нас подталкивает и digital-революция. Уже создано и выложено в открытый доступ огромное количество интересного качественного материала. Можно не только совершенствоваться в своей профессии, но и осваивать нечто нехарактерное: заняться музыкой, пройти спецкурс по физике или выучить еще один иностранный язык. Обилие возможностей увлекает.
Характерная тенденция для украинского IT-рынка — ежегодное увеличение количества свитчеров. Эти люди — самый яркий пример lifelong learning.
Если бы я был министром
Наш образовательный продукт становится неинтересен для продажи внутри страны, и это плохая тенденция для Украины. Выбирая, за какое образование платить, абитуриенты предпочитают не украинские вузы.
В 2015 году за рубежом обучалось около 66 тыс студентов-украинцев, а в 2017 году этот показатель достиг 72 тыс. Чаще всего абитуриенты выбирают Польшу, которая проводит агрессивную политику по их привлечению. К сожалению, украинские вузы, получающие госзаказ, пока не спешат с этим бороться.
Новый закон о высшем образовании дал широкие полномочия университетам, однако им по-прежнему не хватает финансовой автономии.
Исходя из того, что частное образование стимулирует конкуренцию, можно создать ряд частных вузов и стимулировать их развитие: предоставлять льготное налогообложение для бизнеса, который поддерживает такие инициативы, содействовать привлечению внешних и внутренних грантов и кредитов.
В отличие от развитых стран, у нас не хватает рычагов для контроля качества обучения. Контроль — непопулярная мера, но он необходим, причем осуществлять его должен заказчик, в данном случае — индустрия.
В реальности мы наблюдаем парадокс: обладая широкой автономией, университеты выпускают специалистов, не отвечающих требованиям экономики.
Университеты выпускают тысячи людей, а компании-работодатели вынуждены впоследствии самостоятельно переучивать молодых специалистов. Соответственно, ценность дипломов со временем нивелируется.
В последние время в нашей стране люди ІТ-бизнеса и люди, занимающиеся ІТ-образованием, стали прислушиваться друг к другу, корректировать свои действия под влиянием глобальных тенденций, появилось больше единомыслия.
Это сигналы к тому, что пришло общее понимание кризиса. Однако пока нет общего видения, как из него выбираться. Пока все новое держится на персональных инициативах, частных идеях и проектах. Готовы ли они к масштабированию в рамках страны — вопрос открытый.