Велосипед давно придуман: швейцарский опыт для Укрпочты
Недавно вернулся из рабочей поездки в швейцарский Берн, где имел возможность пообщаться и поделиться опытом с коллегами из Всемирного почтового союза.
Помимо полученных терабайтов полезной информации, рабочих контактов, вынес из заседания Совета почтовой эксплуатации Всемирного почтового союза мысль, потрясшую меня своей простотой: мы тратим огромное количество времени и усилий, чтобы убедить регулирующие органы в абсолютно очевидных вещах, рисуем чертежи велосипеда, который не просто давно изобретен, на нем катаются более ста лет!
В далеких 1900 годах в Швейцарии уже были основаны банки, такие как Credit Suisse (1856), банк Винтертура, позже переименованный в UBS (1862). Они играли важную роль в экономическом развитии страны, но количество их отделений было недостаточным.
Добавим к этому, что Швейцария — страна с горными районами, в которых маленькая плотность населения никоим образом не способствовала развитию инфраструктуры банков, так как это невыгодно. Сложилась ситуация, при которой определенный процент местного населения попросту не имел доступа к базовым финансовым услугам. Это проблема!
Она была вынесена на уровень руководящих органов страны, вследствие чего приняли логичное решение, во многом предопределившие развитие местной почты на годы вперед — предоставить право открывать и вести счета Почте Швейцарии.
В 1906 году Швейцария решила вопрос с обеспечением населения базовыми финансовыми услугами и дала возможность национальному почтовому оператору самостоятельно зарабатывать на этих услугах, скорей всего, даже не представляя, какую важность данный факт приобретет для почты ХХІ века, стремительно теряющей доходы от сокращения количества пересылаемых писем и подписываемых печатных изданий.
Было основано подразделение почты, которое под брендом PostFinance успешно предоставляет финансовые услуги по сегодняшний день. Стабильность, востребованность и надежность этой структуры со временем признала вся Швейцария. Ее приоритетами стали простота, удобство и доступность.
В стране самых надежных банков PostFinance — в лидерах по количеству клиентов (обслуживает более 2,7 млн розничных клиентов и более 300 тысяч бизнес-клиентов), каждая семья имеет там минимум один счет. При этом размер депозитного портфеля PostFinance превысил отметку в 100 млрд евро.
Также PostFinance лидирует по количеству транзакций и входит наряду с UBS и Credit Suisse в список системно значимых фининститутов Швейцарии.
Получить зарплату, заплатить за жилье, оплатить услуги мобильной связи, рассчитаться его карточкой в магазине, осуществить внутренние или международные платежи, в отделении связи или онлайн — все быстро и доступно.
Функциональность PostFinance на сегодняшний день намного шире, чем у многих украинских банков: помимо предоставления и обслуживания дебетных и кредитных карт, клиент может оформить "подарочный" сберегательный счет, оформить ипотеку, страховку, заказать услуги по трейдингу, управлению ликвидностью или осуществить инвестирование.
PostFinance осуществляет эмиссию собственных пластиковых карт, располагает сетью банкоматов, POS-терминалов, разработаны и функционируют два мобильных приложения, позволяющих осуществлять оплату услуг он-лайн, в том числе с помощью мобильного телефона.
В каждом почтовом отделении выделена зона PostFinance, в которой посетитель может оплатить интересующие его услуги либо получить необходимую консультацию.
Является ли пример швейцарской почты уникальным? Нет. У почтовых операторов 85 стран есть право ведения почтовых счетов. 85 почт, вся финансовая деятельность которых укладывается в 5 известных и апробированных бизнес-моделей, считают день предоставления им права ведения почтовых счетов днем, положившим начало новому витку в развитии.
Есть ли у украинского почтового оператора шанс повторить успех швейцарского PostFinance? У нас есть не просто шанс, у нас есть для этого все условия и, более того, необходимость.
Сегодня услуги банков доступны для 65% населения, сеть отделений банков присутствует в 6% населенных пунктов. То есть, порядка 35% наших граждан, проживающих на 94% территории, не имеют либо имеют ограниченный доступ к финансовым и банковским услугам.
На фоне продолжающейся тенденции по сокращению количества отделений банков в малых населенных пунктах — за последние годы сеть банковских офисов сократилась более чем в 2 раза, с более 22 тыс. офисов до 10 тыс. офисов — цифры выглядят еще более угрожающими.
Как следствие имеем низкую финансовую грамотность населения, низкий уровень развития предпринимательства, огромное количество наличных средств в обороте, значительные расходы Пенсионного Фонда на оплату комиссии за доставку социальных выплат и пособий наличными получателям, неудовлетворительные показатели Украины в мировых рейтингах доступности финуслуг.
Опыт стран, столкнувшихся с аналогичными проблемами ранее, показывает, что в случае предоставления права открытия почтовых счетов на условиях специально определенных для национального почтового оператора, имеющего 100% покрытие территории собственными отделениями, формируем ситуацию "win-win" и для государства, и для оператора, и, что особенно важно, для конечного потребителя.
Принятие подобного решения на законодательном уровне позволит удовлетворить спрос населения на современные финансовые услуги, привлечет значительный объем новых "матрасных" средств для развития экономики Украины (хранящихся ныне у тех 35% населения, не охваченного банками), создаст возможность получения гражданами дополнительного дохода из собственных сбережений, уменьшит оборот наличных более 100 млрд грн в год, снизит расходы государства на доставку пенсий, пособий, субсидий.
Укрпошта с готовой и развитой инфраструктурой в 11,5 тыс. отделений, с доступом ко всем 29,7 тыс. населенных пунктов находится сейчас в состоянии "спящего гиганта", способного свернуть горы (читай "решить глобальные задачи") либо тихо умереть во сне.
Сегодня даже фактор позднего развития работает на нас: мы имеем возможность успешно развиваться по давно отработанным и проверенным мировой практикой схемам, идя по проторенному пути, избегая дорогостоящих ошибок.
Фактически компания готова базово нести цивилизацию во все, даже самые удаленные пункты страны. За свой счет, не требуя у государства ни дотаций, ни преференций.
При условии законодательной поддержки со стороны парламента и Национального банка, Укрпочта получит новый вектор и надежную платформу для дальнейшего развития, государство — ответственного и надежного игрока на рынке финансовых услуг, рядовой гражданин — доступ к современному финансовому сервису в любом уголке страны.
Хочется надеяться, что парламент и Национальный банк поддержат внесение соответствующих поправок в Законы, регулирующие деятельность национального почтового оператора и банков, позволив реализовать команде Укрпочты амбициозный проект по трансформации госпредприятия в современную, эффективную, клиент ориентированную компанию.