96 тысяч за работника-"нелегала". Какие штрафы и проверки ждут бизнес

96 тысяч за работника-"нелегала". Какие штрафы и проверки ждут бизнес

Многие малые предприятия после уплаты штрафов закроются. Санкция может быть существенной, но она не должна стимулировать коррупцию.
Среда, 22 февраля 2017, 10:00
юрист

Когда говорят о повышении минимальной зарплаты и росте на 1,2 млрд грн показателей сбора ЕСВ за январь 2017 года, к сожалению, упускают из вида другую составляющую реформы оплаты труда в Украине.

Поднять зарплату — не самое главное с точки зрения правительства и государственной сметы. Важнее обеспечить соблюдение данной нормы, иначе достичь того, что министр социальной политики Андрей Рева называет "расширением базы начислений" для нужд Пенсионного фонда, будет непросто.

С этой целью в том числе ужесточили ответственность, предусмотренную статьей 265 КЗоТ, за нарушение законодательства о труде. Речь идет о том, что допуск неоформленного работника, оформление не на полный рабочий день того, кто трудится полный день, выплата зарплат без уплаты ЕСВ будет стоить физлицу-предпринимателю либо предприятию 30 минимальных зарплат — 96 тыс грн.

После введения таких санкций закономерно должен был возникнуть вопрос, как и кто будет осуществлять контроль, а также наделен ли этот субъект необходимым объемом полномочий для выполнения таких заданий.

Реклама:

Этим вопросом задались в Минсоцполитики. Параллельно начались преобразования в работе Госинспекции труда. В декабре 2016 года на общественное обсуждение был вынесен новый порядок проведения проверок этим органом и его структурными подразделениями.

Данный порядок пока не утвержден: бизнесу дают возможность адаптироваться. На протяжении первого квартала 2017 года предприниматели смогут привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями.

Статья 265 КЗоТ предусматривает, что нарушение может быть выявлено как непосредственно на предприятии, так и постфактум. Что имеется в виду?

К примеру, при наличии судебного решения, в тексте которого установлены нарушения порядка трудоустройства либо условий труда работодателем, Госинспекция труда имеет право составлять свой документ — акт проверки с соответствующим реагированием и наложением своих санкций.

Второй вариант — выявление нарушений во время проверки. Для ее проведения могут быть такие основания: обращения сотрудника либо физлица, работающего без оформления, решения главы Гоструда, суда, сообщения правоохранителей, информация Госстата в случае наличия долга по зарплате, ГФС и ПФ.

Инициировать проверку также сможет инспектор труда в случае проведения им инспекционного посещения для информирования предпринимателя.

Последний пункт весьма интересен. Выглядит он примерно так. Приходит инспектор, чтобы провести информирование либо профилактическую лекцию, и тут у него появляются подозрения, что нужно провести проверку.

Чтобы ее начать, инспектору нужно сообщить об этом в Гоструда либо в территориальное подразделение. Скорее всего, хватит телефонного звонка.

Удостоверения сотрудника Гоструда достаточно для того, чтобы пройти на территорию предприятия и провести проверку. Инспектор не обязан показывать направление либо сообщать, по чьему обращению или заявлению он прибыл, тем самым сохраняя конфиденциальность сведений об источнике.

Участие в проверках могут принимать представители профсоюза — с согласия проверяемого и если сотрудники являются членами профсоюза.

Также инспектор имеет право прибегнуть к помощи правоохранителей. Генпрокурор Юрий Луценко, вероятно, не упустит возможности сделать пару постов для Facebook и выступить мерилом правосудия.

К слову, камеральная проверка либо инспекционное посещение не должны длиться дольше десяти дней, а проверка субъектов малого и микропредпринимательства — не более двух дней.

Вернемся к тому, почему речь идет об усилении полномочий инспекторов.

Так, на основании удостоверения предприниматель должен допустить инспектора в любое время в любые помещения, в которых используется наемный труд, и предоставить любые документы. Инспектор имеет право задавать вопросы руководителю и сотрудникам устно и письменно, при свидетелях и без них.

Кроме того, инспектор имеет право фотографировать, снимать видео и записывать аудио, и эти материалы приобщаются к акту проверки.

Уже не пройдет вариант: "А мы не откроем дверь".

Исходя из норм статьи 265 КЗоТ в их обновленном виде, создание инспектору преград обойдется в три минимальные зарплаты — 9 600 грн. Если же проверка связана с выявлением неофициальных трудовых отношений и выплат зарплат без уплаты ЕСВ, штраф возрастет до ста минимальных зарплат — 320 тыс грн.

Коммерция в силе. Если пустить — инспектор выявит неоформленных работников, и тогда предстоит заплатить 96 тыс грн, если не пустить, — 320 тыс грн. И, конечно, уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений.

В то же время, на определенные моменты Минсоцтруда повлиять не в силах. Речь идет о судах и свойстве отечественных предпринимателей находить с ними консенсус. Если этот консенсус не будет найден на стадии проверки с инспектором, есть еще как минимум две инстанции "урегулирования".

Так, порядок привлечения к ответственности определяется постановлением правительства №509 от 17 июля 2013 года. В перечне таких, что потеряют юридическую силу вследствие принятия нового положения о порядке проведения проверок, этот документ не значится, следовательно, он пока актуален.

Алгоритм простой. Инспектор составляет акт и в течение десяти дней принимает решение о наложении штрафа. Затем в течение 15 дней оно рассматривается при участии представителя проверяемого субъекта. Дело рассматривает уполномоченное руководящее лицо Госинспекции труда.

Постановление о привлечение к ответственности, вынесенное по результатам рассмотрения, может быть обжаловано в суде. Таким образом, объясниться можно будет и в суде, и в самой комиссии — где будут выгодней условия. Как сейчас популярно говорить, конкуренция приводит к снижению цены.

В то же время, для добросовестных работодателей порядок предусматривает дополнительную опцию: аудит соблюдения норм трудового законодательства.

Руководитель предприятия может сам инициировать проверку. Если нарушений не установят, ему выдадут справку, если установят — акт и предписание на устранение нарушений со сроком исполнения три и более месяцев.

Разница в том, что проверка может быть неожиданной для предприятия и повлечь неприятные финансовые последствия. Заказ же услуги позволит предпринимателю на протяжении срока выполнения предписаний спокойно говорить: "Мы работаем над устранением своих ошибок".

В объяснительной записке к документу его инициаторы указывают, что он будет стимулировать работодателя соблюдать законодательство о труде и занятости.

Однако многие малые предприятия после уплаты таких штрафов могут прекратить хозяйственную деятельность. Санкция может быть существенной, но она не должна уничтожать нарушителя и не должна способствовать коррупции.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: