Про Укрпочту, бизнес и социальные функции государства, или Зачем реанимировать Укрпочту

Про Укрпочту, бизнес и социальные функции государства, или Зачем реанимировать Укрпочту

У масштаба проблем с госкомпаниями — множество измерений. Например, анекдоты. Из недавно услышанных: говорят что уксус, изюм и сыр "Рокфор" придумала Укрпочта.
Понедельник, 7 ноября 2016, 08:00
генеральный директор "Укрпочты"

У масштаба проблем с госкомпаниями — множество измерений. Например, анекдоты, которые украинцы придумывают о госпредприятиях, в том числе и об Укрпочте.

Из недавно услышанных: говорят что уксус, изюм и сыр "Рокфор" придумала Укрпочта.

Сам по себе символ этой компании — однокрылый конверт, как мне кажется, четко отображает внутреннее состояние ситуации на предприятии, так как с одним крылом мало что летает в природе.

Последние четыре месяца своей жизни я и моя команда посвятили тому, чтобы клиентам Укрпочты не приходилось упражняться в остроумии из-за качества и скорости наших услуг.

Реклама:

1 ноября начался отсчет пятого месяца моей работы на этой должности. За эти четыре месяца мы с командой проделали большую работу над тем, чтобы разобраться в глубине и хитросплетениях проблем Укрпочты, перекрыть коррупционные схемы, и составить план действий на будущее.

Хочу рассказать о самых больших сюрпризах, ожидавших меня в этой компании, и о том, что мы планируем с этими "сюрпризами" делать.

Настоящее и будущее

Итак, где мы — "Укрпочта" как госпредприятие — есть сегодня?

Состояние не утешительное. Несмотря на огромный актив в виде инфраструктуры отделений и логистических центров по всему государству, Укрпочта "пасет задних" и по качеству обслуживания клиентов, и — как результат — по динамике их количества.  Только за прошлый год, и только в вопросе выплаты пенсий, Укрпочта потеряла больше 10% клиентов.

Основная причина этого — крайне устаревшая материальная база компании. Лишь 21% наших отделений компьютеризировано, в нашем автопарке средний возраст автомобилей более 15 лет — из 3 600 автомобилей, более 800 нужно списать, а 1100 не проехало ни одного километра за последние шесть месяцев.

В свою очередь, инвестиций в инфраструктуру нет, потому что компания из года в год имеет все большие финансовые проблемы.

Формально, все последние годы предприятие балансировало около нулевой прибыли, иногда показывая небольшой плюс.

Задекларированная чистая прибыль Укрпочты за 2015 год составила 42 млн гривен. Но, как говорят, "є одне "але". С учетом длительного периода неэффективного управления, начиная с 2000 годов показывать прибыль компании удавалось, только за счет того, что она уже "по живому" резала свои обязательства и персонал.

С 2012 по 2016 год падение количества персонала в эквиваленте полной занятости составило 19 тысяч человек — снижение с 77 до 58 тыс сотрудников. То есть, хотя формально мы сегодня трудоустраиваем 76 тысяч, несколько десятков тысяч из них работают только на 0,8, 0,5, или даже 0,3 ставки.

Также, несмотря на то, что согласно закона Укрпочта обязана доставлять корреспонденцию каждый день в каждый населенный пункт Украины, по факту уже много лет этого не происходит и количество маршрутов доставки сокращается каждый год. Многие отделения работают по 2-3 часа в день, по 2-3 раза в неделю.

Если бы эти сотрудники продолжали работать полный день, а машины ездить так, как это положено по закону, убыток компании в 2015 году составлял бы уже более 400 млн грн.

Как и многие другие почты мира, считая себя незыблемой монополией, Укрпошта попросту проспала развитие рынка посылок при одновременном сокращении почтовой корреспонденции.

Другими словами, Укрпочта попала в замкнутый круг: отсутствие инвестиций в инфраструктуру на фоне быстрого развития частных игроков приводило к потере клиентов. Потеря клиентов приводила к ухудшению финансового состояния компании. Это, в свою очередь, еще больше сокращало возможности для инвестиций, и круг замыкался.

Наша цель — вывести Укрпочту из этого порочного круга, и построить эффективную, динамичную, прозрачную компанию, чьи сотрудники умеют улыбаться клиентам, а клиенты не будут состязаться в сарказме и острословии, а будут приходить в наши офисы с удовольствием.   

Цена вопроса

По нашим оценкам, между "мы имеем" и "мы хотим" лежит несколько лет напряженной работы и больше 300 млн долларов инвестиций.

Чтобы догнать конкурентов по уровню технологического развития,  нам нужно компьютеризировать больше 9 тыс отделений, полностью обновить автопарк компании (3 600 авто, треть из которых уже не на ходу даже), перестроить логистическую инфраструктуру.

В ближайшее время мы финализируем нашу 5-летнюю стратегию развития, которая включает пятилетнюю финансовую модель Укрпочты, и презентуем ее обществу и акционеру.

Мы абсолютно уверены, что реализация этой модели позволит уже в скором будущем создать из Укрпочты эффективную компанию, которая будет приносить реальную, а не "нарисованную" прибыль государству, и за которую каждый гражданин, как конечный бенефициар Укрпочты, будет горд.  

Но для реализации этой стратегии амбициозного роста свою часть работы нужно будет выполнить не только самой Укрпочте, но и ее акционеру — государству, в лице правительства и Верховной Рады.

Небезразличный гражданин может спросить: зачем столько усилий по восстановлению госкомпании, если можно просто отдать все в руки "частников"?

У меня есть очень простой, и довольно короткий ответ.

В отличие от частников, Укрпочта — лишь отчасти про бизнес. В гораздо большей части она — про социальные функции государства. И если не будет национального почтового оператора - государство просто потерят контакт с миллионами своих граждан.

О чем это я? Сегодня Укрпочта — это более 11 500  отделений. В ближайшем аналоге Укрпочты по размеру сети — Ощадбанке — только чуть 3800 отделений. В 19,6 тыс. населенных пунктов (65,8% от всех в Украине) Укрпочта, включая ее стационарные и передвижные отделения, едва ли не единственный представитель государства. Почта, магазин, банк и аптека в одном лице.

Но к сожалению 60% наших отделений, подавляющее большинство из которых находится в селах — глубоко убыточные, причем убыточные по определению: они обслуживают такие отдаленные и небольшие населенные пункты, что количество клиентов в принципе не может окупить расходы на содержание отделений.

Содержание таких отделений только в 2015 году стоило Укрпочте 147,6 млн грн.

Когда нас сравнивают с любыми логистическими компаниями или банками, могу сказать только одно: если нашим конкурентам "навесить" такое социальное обязательство, вряд ли хоть кто-то из них сможет долго оставаться на плаву.

Соответственно, если Укрпочта будет успешной, эффективной, user friendly компанией, это позволит ей и дальше оставаться "лицом" государства в большинстве населенных пунктов нашей страны — причем потенциально очень привлекательным лицом.

Также, если Укрпочта будет успешной, она может стать мощным двигателем для развития малого и среднего бизнеса в Украине, драйвером внутренней торговли и наращивания поставок за рубеж.

Наконец, только Укрпочта в перспективе, может обеспечить доступ всех граждан к финансовым услугам, карточным счетам, и тем самым помочь Нацбанку выполнить его цели по достижению показателей cashless economy.

Если компанию не вывести из кризиса, то будет только два пути: либо идти к правительству за субсидией из бюджета, либо о том сокращать убыточные отделения, закрывая последний канал связи между государством и ее гражданами в удаленных точках страны.

Другими словами, от выигрыша или проигрыша Укрпочты выигрывают или проигрывают все — от пенсионера в глухом селе до народного депутата, за которого этот пенсионер голосует.  

Моя цель — сделать так, чтобы Укрпочта справилась с нынешними сложностями и вызовами быстро, эффективно, без помощи из бюджета и без болезненных последствий для всех страны.

Но мы  понимаем, что наши реформы будут успешны, только если общество будет понимать их логику, причины и суть, поэтому уже в ближайшее время я планирую в отдельных публикациях детально рассказать, какие сложности возникают в вопросе реформирования госкомпании.

Тем более, что эти сложности стоят не только перед нами, но и перед моими коллегами в Укрзализнице, Укравтодоре, Укргаздобыче и других госкомпаниях, и обществу полезно будет знать, что помогает, а что мешает нам в этой работе. 

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: