Что еще мы не знаем о декларировании чиновников
30 октября — последний день подачи деклараций для чиновников.
Общественность внимательно изучает те декларации, которые уже в системе. Сейчас это, бесспортно, тема №1.
Поговорим о том, с какими трудностями еще придется столкнуться новому закону.
Коротко: что прописано в Законе Украины "О предупреждении коррупции".
Закон устанавливает, что чиновники обязаны декларировать все расходы и сделки, на основании которых у них возникли или прекратились права собственности, владения, пользования активами, или же которые повлекли возникновение финансовых обязательств.
Какие сделки и расходы надо отражать в декларации?
Это объекты недвижимости, незавершенного строительства, ценного движимого имущества, включая транспортные средства, ценные бумаги, корпоративные права, нематериальные активы (торговые марки, патенты), деньги (наличные, на банковских счетах), любые другие доходы.
Порог декларирования показателей в этом разделе — 50 минимальных заработных плат или 68,9 тыс. грн.
Если чиновник приобретает (покупает, получает в подарок или в пользование) или отчуждает (продает, дарит, меняет) любое имущество, которое он должен задекларировать, и при этом несет расходы на сумму свыше 68,9 тыс. грн., то такая сделка/расход должны отражаться в разделе антикоррупционной декларации "Расходы и сделки".
Казалось бы, все просто, но это совсем не так.
Приведенные выше правила вызывают много вопросов касательно того, как конкретные показатели необходимо отражать в антикоррупционной декларации.
Ответы на эти вопросы лишь частично предоставлены в разъяснении Национального агентства по вопросам предупреждения коррупции (далее НАПК, ЭП) о порядке заполнения декларации.
Первый вопрос - что понимать под расходом (видатками)?
Считается ли отчуждение имущества расходом в виде стоимости такого имущества, или же под расходами стоит понимать только денежные расходы? Особенно этот вопрос актуален,, если декларант дарит свое имущество формально несвязанным лицам.
Стоит ли учитывать в расходах сопутствующие расходы, напрямую не связанные с ее предметом, например, на юридическое сопровождение и нотариальное оформление сделки?
Ни Закон, ни НАПК не дают однозначных ответов на данные вопросы. НАПК лишь разъясняет, что если сделка не повлекла расход, такая сделка не отражается в графе "Расходы", а отражается в графе "Иные сделки".
Вполне логично смотрится отражение денежных расходов в графе "Расходы", а неденежных, например, подаренного декларантом имущества – в графе "Иные сделки".
Второй вопрос – относится ли упомянутый в привязке к декларированию расходов порог в размере 50 "минималок" также к сделкам? Ведь если буквально следовать тексту закона, то лимит в размере 68,9 тыс. грн касается именно размера расходов (розмір видатку), при этом в отношении декларирования сделок закон не устанавливает какого-либо порога.
Тем не менее, НАПК разъясняет, что порог в 50 "минималок" распространяется и на сделки также. То есть, в графе "Иные сделки" раздела "Доходы и сделки" должны отражаться только те сделки, предмет которых превышает 68,9 тыс. грн. Например, получение в подарок дорогих часов или ювелирных украшений.
Также важным моментом для корректного заполнения раздела декларации "Доходы и сделки" является то, что в данном разделе показатели должны отражаться пообъектно, то есть, расходы и предметы сделок не суммируются, отражается информация по каждому конкретному расходу и каждой сделке.
Примечательно, что в данном разделе декларации отражаются только показатели, касающиеся непосредственно декларанта, а расходы и сделки, совершенные членами его семьи не отражаются.
То есть, если в текущем периоде жена декларанта дарит принадлежащий ей дом теще декларанта, которая проживает отдельно и не считается членом его семьи, то в декларации за этот период мы уже не увидим такой дом в перечне объектов недвижимости.
И информация о том, почему это произошло, в декларации также отражена не будет.
Что касается ответственности за сокрытие сведений в отношении расходов и сделок, то она предусмотрена только за умышленные действия, а именно, за указание заведомо недостоверных сведений.
То есть, нужно доказать умысел декларанта, что он понимал недостоверность декларируемых сведений.
Как разъясняет НАПК, если недостоверные сведения были предоставлены декларанту членом его семьи, то ответственность декларанта может наступить только если он осознавал недостоверность таких сведений, но все равно указал их в декларации. Умысел челна семьи значения в данном случае не имеет.
За ложь в декларации предусмотрена уголовная и административная ответственность. Уголовная ответственность по ст. 366-1 Уголовного кодекса Украины наступает лишь в том случае, если недостоверные сведения в декларации отличаются от достоверных на сумму свыше 250 минимальных заработных плат — на 344,5 тыс. грн в 2016 году.
Кодекс предусматривает следующие санкции: штраф 42 500 — 51 000 грн., общественные работы, лишение свободы до 2 лет, а также дополнительно — лишение права занимать должности до 3 лет.
Если сведения в отношении расходов и сделок отличаются от действительных на сумму от 100 до 250 "минималок" (137 800 грн – 344 500) наступает административная ответственность декларанта по ст. 172-6 Кодекса Украины об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 17 000 – 42 500 грн.
Если же расхождения составляют меньше 137,8 тыс. грн, ответственность не наступает вообще.
В этой связи важно отметить, что форма декларации предусматривает возможность задвоения показателей, например, получение недвижимости в подарок должно отражаться в разделе "Доходы", в разделе "Недвижимость", и в разделе "Расходы и сделки" — как иная сделка, которая не повлекла расход.
Если чиновник отразит такой полученный подарок в остальных разделах декларации, но упустит отражение в разделе "Расходы и сделки", скорее всего, ответственность не наступит, поскольку в таком случае можно говорить об ошибке в методологии заполнения декларации, ведь в целом в декларации была отражена суть сделки, то есть об умышленном сокрытии объекта вряд ли можно говорить.