Как заставить власть создавать рабочие места
В ближайшие два года в Украине постоянную работу, а следовательно и доходы, потеряют не менее полумиллиона человек.
Вместе с членами семей число таких граждан может достичь 1,5-2,5 млн чел.
Обеспечение "права на труд" - институциональный базис любого государства и прямая ответственность первых лиц любой страны.
От действий и решений правительства и президента напрямую зависит количество рабочих мест, созданных в стране, и количество безработных.
Есть четыре основных политики, которые позволяют создавать рабочие места: экономические, определяющие развитие приоритетных секторов, инвестиционные, стимулирующие привлечение капитала, правовые для защиты инвестиций, политики занятости, стимулирующие создание рабочих мест.
Само по себе государство, являясь крупнейшим работодателем, в период стагнации экономики может и должно создавать рабочие места. Например, в строительстве: дороги, инфраструктура, фортификационные и оборонные сооружения в период вооруженных конфликтов.
Кроме того, есть налоговые льготы, государственные гарантии, мораторий на налоги, специальные выплаты при создании новых рабочих мест. Эти несложные рецепты требуют недюжинных усилий.
Необходимо определить и транслировать национальные приоритеты в развитии экономики, прогнозировать развитие рынка труда, корректировать программы занятости и привлечения инвестиций, менять закон о занятости и связанные с ним регуляторные акты, реконструировать службы занятости.
Это масштабный процесс, требующий консолидации усилий всех ветвей власти, экспертов, международных доноров и общественных организаций. Все решения должны быть направлены на предотвращение социального-экономического конфликта и массовой безработицы, поддержание территориальной целостности.
Одним из основных мотивирующих факторов "бытового сепаратизма" для жителей востока Украины является отсутствие работы. Люди должны кормить семьи, потому находят работу на неподконтрольной Украине территории.
По неофициальным данным, 70% сепаратистов имеют семьи на территории, подконтрольной ВСУ. Наличие работы в месте проживания семей с меньшим или сравнимым уровнем зарплаты может решить проблему противостояния.
Политика занятости приоритетна и для экономики, и для безопасности страны.
Стратегию необходимых изменений разрабатывают эксперты Центра мониторинга рынка труда. Она включает методологию краткосрочного прогноза спроса на специалистов, правки к профильным законам, концепцию и модель изменений в службе занятости, единую информационную систему.
Некоторые инструменты проходят апробацию. Однако для проведения изменений нужны согласованность действий и законодательные изменения в системах государственного управления. Количество созданных рабочих мест должно быть ключевым индексом удовлетворенности граждан политикой занятости.
В международной риторике лидеров государств существует негласная гонка по созданию рабочих мест. Ангела Меркель гордится самым низким индексом безработицы в Германии за всю историю страны.
Лидер этой гонки Барак Обама в ежегодном обращении к нации заявляет, что во время его президентского срока создано 14 млн рабочих мест - именно столько всего экономически активного, трудоспособного населения в Украине.
Казалось бы, внушительный электорат для политика любого ранга, однако упоминания о программах по созданию рабочих мест в заявлениях высших руководителей нашей страны не пестрят. Украинская риторика иная.
Премьер открывает заседания рапортами о снижении численности персонала государственных служб, президент заявляет о реформах секторов экономики. Проведение структурных изменений в экономике и государственном управлении имеет и обратную сторону медали: высвобождение рабочей силы.
Кабмин заявил об уменьшении штата работников госаппарата на 50%. Работу потеряют около 125 тыс служащих. По министерствам и ведомствам наиболее масштабные высвобождения уже начались: в МВД - 150 тыс, в ГФС - 20 тыс, в Службе занятости - 4 тыс чел. Процесс коснется 1 тыс госпредприятий.
Наиболее масштабные сокращения ожидаются на крупных госпредприятиях и монополиях в процессе корпоратизации - "Укрпочте" и "Укрзалізниці". Там в зоне риска могут оказаться не менее трети работников при численности 100 тыс и 300 тыс чел соответственно. В сфере Минтопэнерго без работы останутся 15 тыс чел.
На очереди - здравоохранение, и это только первая часть возможных сокращений.
Ситуация с обеспечением права на труд в стране и ранее была неблагополучной. В последнее десятилетие происходило постоянное сокращение числа работников, занятых в базовых промышленных и сельскохозяйственных отраслях.
Сокращение происходило постепенно, с одновременным развитием рынка труда в других секторах. Счет шел на миллионы человек. Период завершился неблагополучно - потерей лояльности граждан к государству.
Начало нового периода характеризовалось пополнением рынка труда на 1,5 млн временно перемещенных лиц, утративших работу либо бизнес вследствие оккупации Россией Крыма и части Луганской и Донецкой областей.
На очереди - чиновники и работники госпредприятий. По министерствам, ведомствам и госпредприятиям общий объем потерявших работу составит не менее 500 тыс чел. Уже в 2016 году страну ждет самая большая реструктуризация человеческого капитала с момента обретения независимости.
Без создания рабочих мест для колоссальной массы высвобождаемых работников, без внятной политики занятости придется забыть о росте экономики. Призрак безработицы куда страшнее спрута коррупции. Ситуация требует немедленного вмешательства со стороны высшего руководства страны.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.