О "вредной" евроинтеграции

О "вредной" евроинтеграции

В России перспектив у украинского бизнеса давно уже не было. Я на 100% уверен, что и без ассоциации мы рано или поздно или сами ушли бы оттуда, или Россия заставила бы нас уйти.
Среда, 20 января 2016, 15:03
Александр Деркач, бывший председатель правления банка "Аваль", совладелец группы "Молочный Альянс"

Думаю многие обратили внимание на достаточно резкое интервью владельца "Нашей Рябы" Юрия Косюка на тему как Европа "кинула" нас с евроинтеграцией. 

Поскольку молочный бизнес, к которому я имею отношение, тоже достаточно плотно завязан на экспорт, мне эта тема близка.

Всё, что он говорит, в общем правильно. Торговать с Европой мы сегодня не можем. И по зависящим и по не зависящим от нас причинам. Несмотря на радостные сообщения о "заводах, открытых на Европу".

Оно вроде бы и неплохо. Еще не галоши, но уже талон на галоши. Но как этот талон теперь "отоварить", вот вопрос. И не только в силу мизерных квот, о которых говорит господин Косюк.

Реклама:

Молоко это не металлические чушки, и не зерно, оно месяцами на складе храниться не будет.

Сыры в Европу не повезешь. Во первых, нет квот, а во вторых, не едят они там "российский", "пошехонский" и "король Артур". Как не едят борщ, сало, селедку под шубой, таранку и нашу домашнюю колбасу. Другая культура питания.

Цельномолочка, кефиры, йогурты тоже отпадают, у них срок реализации две недели. И квот тоже нет.

Да и войти в западные розничные сети с новым продуктом, это я вам скажу не фунт изюму. Мягко говоря. На сухие продукты и масло, которые могли бы продаваться, квоты смешные. Одному заводу работы на месяц.

Плюс вопрос себестоимости продукции. Поскольку и в Европе и, например, в Белоруссии молоко дотируется государством, цены на него ниже, а качество выше чем у нас.

Тем не менее, я смотрю в будущее с оптимизмом. Рынок в конце концов сам отрегулирует спрос и цены. И внутри, и за рубежом. Это не нефть, есть хочется всегда.

Тот, кто думал об этой ситуации пять лет назад и диверсифицировал производство, выживет. Хоть и сильно "ощипанный". Кто рассчитывал кормить сырами Россию до второго пришествия, может и нет. Но это их проблемы.

Вернемся к интервью. Там есть вопрос, о котором Юрий не упоминает почему-то. Состоит он в том, что выбора "подписывать - не подписывать" в общем то и не было.

Это я отвечаю тем, кто считает, что надо было просто "дружить" с Россией и был бы вечный кайф. Весь продовольственный экспорт в Россию накрылся медным тазом не вчера, не после Майдана и даже не после того как Янукович объявил, что "он идет в Европу", а гораздо раньше.

Первые звоночки прозвенели за пару лет до этого. Когда Россия начала ставить Украину в "стойло" по всем фронтам. И первыми пострадали как раз "молочники". Наши "брателлы" выбирали, где ударить побольней. Выбрали сыр. Чтоб задеть интересы миллионов селян с коровами.

Экспорт сыров падал начиная с 2012 года. Причем в разы за год. Фактически с того времени он вообще перестал быть рыночным. Россия каждый день придумывала новые "придумки" и каждая машина груза отправлялась в ручном режиме. Да и был ли этот экспорт рыночным?

Поспрашивайте участников рынка, чего стоило "войти" в Россию, и как там было удержаться. А еще надо было помочь в жизни целой армии таможенников, ветврачей, вернуть НДС, и т.д. и т.п. На выходе получались слезы.

Поэтому в глобальном смысле перспектив в этом бизнесе уже не было. Я на 100% уверен, что и без ассоциации мы рано или поздно или сами ушли бы оттуда, или Россия заставила бы нас уйти. Не мытьем, так катаньем.

Но вернемся еще раз к нашим лохматым, но тощим баранам. Действительно ли Европа стала для украинских производителей адекватным альтернативным рынком, который для нас "порешал" МинАПК и лично господин Павленко (Алексей Павленко, министр аграрной политики и продовольствия, ЭП), о чем я через день слышу по радио?

Нет, не стала, и я хочу надеяться, что в министерстве это понимают. Потому что никакого замещения экспорта продовольствия на российский рынок не произошло. Может быть в деньгах частично да, за счет экспорта сырья (зерновых, масла-сырца), но не продуктов питания с высокой добавленной стоимостью.

Куда девать огромные избыточные теперь производственные мощности, в которые за последних 10 лет вложены сотни миллионов долларов и на которых работают десятки тысяч специалистов, пока не ясно.

Можно ли было предусмотреть и просчитать весь этот негатив на общегосударственном уровне? Наверное, можно и нужно было. Без спешки, поставив свои вопросы перед Европой. Год, два, три тому назад. Если конечно с их стороны был реальный интерес, а не попытка вставить фитиль в задницу России за наш счет (я, кстати, думаю, что таки второе).

Можно ли как то сгладить эту ситуацию сегодня? Можно. Нужно подставить государственное плечо нашим предприятиям в продвижении их продукции на реальные, а не эфемерные рынки - в Африку, Китай, Японию, Юго -Восточную Азию, арабские страны. А еще, как это не неприятно, надо ставить вопросы перед ЕС о каких то механизмах компенсации наших потерь.

Потому что экспорт наших товаров, это не экономика, не качество продукции, не ассортимент. Это сегодня концентрированная политика в чистом виде.

Тем более, это не такие большие деньги. Ведь даже миллиард, это всего 1-2% того, что они тратят на беженцев. Если конечно они хотят всерьез, а не на словах поддержать Украину. Как я прочитал вчера на "Украинской правде".

P.S. Комментарии о зажравшихся бизнесменах, за которых кто-то должен делать их работу, завоевать им рынки, платить им компенсации "на халяву", я прочитал. Думаю, пишут их люди, которые серьезным бизнесом никогда не занимались и не знают, что это такое. Отвечать им я не буду.

Оригинал публикации: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1689967731287413&id=100008226073197

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: