Про подпольное украинское вино

Про подпольное украинское вино

Сейчас популярна тема разграбления Украины олигархами. Имена Ахметова, Фирташа и Коломойского стали нарицательными. Однако проблема не в конкретных людях, а в типе управленческой системы, в монополизме.
Вторник, 8 декабря 2015, 14:20
Павел Шеремет, УП

В минувшие выходные в Киеве устроили фестиваль молодого украинского вина.

Суетился среди гостей Валерий Петров из села Струмок, что Татарбунарском районе Одесской области.

Очень ему хотелось, чтобы люди попробовали его "экологическое вино", которое Валерий Петров со своей семьей чуть ли не первым стал производить в Украине.

На разливе стояла его гостеприимная и добродушная супруга.

Реклама:

Ходил по залу важный и вальяжный Иван Плачков, который заработанные в энергетике деньги вкладывает в свою винодельню "Колонист" недалеко от Измаила.

Игорь Зенталь привез молодое вино, которое он производит из винограда, выращенного под Киевом на нескольких дачных сотках.

Были виноделы из-под Львова и из Закарпатья, из Николаевской области и Херсонской. Звучит многообещающе, словно вся Украина открыла погреба и готовится залить Киев своим молодым вином.

Однако виноделов, которые угощали вином своих "гаражных" или малых виноделен, на самом деле было немного - все уместились в одном зале киевской арт-галереи "Д12". Почти все они балансируют на грани жизни и смерти, и в любой момент могут исчезнуть.

Не привез в этот раз свои вина Евгений Шнейдерис - собственник и директор винодельни "Бейкуш".

Вторую неделю Шнейдерис защищает свою небольшую, но уже известную винодельню Beykush winery от атаки налоговых органов.

Сам первый заместитель начальника Государственной налоговой службы Сергей Билан сообщил гигантским постом на своей странице в Фейсбуке об обнаружении в Николаевской области "подпольного цеха по производству контрафактного алкоголя".

Очевидно, что Билану было сложно проиллюстрировать этот важный пост фотографиями, потому что Beykush winery визуально трудно назвать подпольным цехом, а дубовые бочки на фотографиях - точно не то, что обычно показывают в телевизионных сюжетах, когда рассказывают про нелегальное производство алкоголя.

1 октября 2015 года на винодельню приехали следователи из Очаковского районного УМВД и в рамках досудебного расследования произвели обыск. По результатам обыска найдено то, что и должно быть обнаружено на винодельне - оборудование виноделия и собственно его результаты.

На имущество наложили арест, емкости опечатали и оставили на ответственное хранение, пока идет следствие.

Спустя два месяца приехала уже следственная группа Государственной фискальной службы, чтобы провести новый обыск, арестовать и вывезти оборудование.

"Сначала они начали выносить наше имущество, затем начали заносить обратно. Потом выяснять с представителями УМВД, под чьим таки арестом наше имущество. В конце концов, они пересчитали что у нас было - емкости, оборудование, составили протокол и уехали. Судя по динамике событий - ждем продолжения этого спектакля", - рассказал Евгений Шнейдерис.

Следствие ведется по статье о причинении ущерба госбюджету на сумму 394 650 грн и незаконном производстве алкоголя.

В аналогичной ситуации может оказаться абсолютно любой винодел в Украине, кроме нескольких крупных компаний, которые смогли получить лицензии и заплатили полмиллиона гривен пошлины.

Сейчас налоговики проводят по всей стране операцию "Акциз-2015", и им надо каждый день отчитываться об успехах. На водочную мафию они наехать бояться, крупных винных игроков трогать опасаются. Отыгрываются на энтузиастах и романтиках.

За Beykush winery вступился известный российский предприниматель Евгений Чичваркин, который бежал из России и открыл в Лондоне крупнейший винный магазин. Он назвал вина Beykush winery лучшими в Украине и призвал власти прекратить уничтожение винодельни и всего этого чувствительного бизнеса.

#beykush #winery

Posted by Евгений Чичваркин on 3 грудня 2015 р.

Виноделов из-за скандала вокруг Beykush winery поддержал губернатор Одесской области Михаил Саакашвили.

"Преступление - это не деятельность малых производителей вина, а налоговая система, которая загоняет сотни тысяч таких производителей в тень из-за идиотского полумиллионного в год налога на разрешение торговать вином. Я очень надеюсь, что в ближайшее время Верховная Рада отменит этот налог.

Отмена этого налога - часть "Одесского пакета реформ", который был внесен нами в Раду. Министр сельского хозяйства Алексей Павленко нас поддерживает, осталось только голосовать. Просто пока мы ждем, почти ежедневно вот так убивают бизнес", - написал Саакашвили.

Тем не менее, Евгений Шнейдерис и его предприятие оказались почти в безвыходном положении. Действующее законодательство направлено против мелких и средних производителей вина. Государству эти винодельни не нужны, крупным производителям они мешают.

С одной стороны, закон не запрещает производить в Украине вино, но продавать его практически невозможно.

"У себя в доме я построил, фактически, экспериментальную лабораторию, где вместе с аспирантами профильных вузов мы начали проводить эксперименты с виноградом и виноградниками, чтобы понять, какие вина мы будем делать.

Мы покупали виноград в соседних хозяйствах. Пробовали разные технологии, и наблюдали за развитием вина во времени. О результатах я постоянно писал в социальных сетях, и сейчас за нами следит более 6 тысяч человек.

Вина, созданные в результате наших экспериментах, занимали первые места на всеукраинских выставках.

Кроме того, я постоянно писал письма депутатам ВР, в министерство АПК, в Министерство экономразвития с целью инициировать реформы в винодельческой отрасли, где Украина имеет неплохие стартовые условия, но из-за применяемого законодательства, которое было актуально полвека назад, страна вынуждена плестись в хвосте цивилизации.

Подпольный цех пишет письма в госорганы, занимает первые места на выставках вин?" - возмущается Евгений Шнейдерис.

Не буду вдаваться в юридические подробности этого наезда налоговиков на винодельню. Наверняка, Евгений сумеет защитить свое дело. Но проблема реально стоит очень остро в масштабах всей страны.

На юге Украины почти в каждом дворе делают вино, вы можете купить бутлик и белого, и красного. Правда, вдоль дороги в Одесской области - сотни гектар заброшенных виноградников. Запущенные поля как во время войны. Только эта война длится уже третье десятилетие.

Официально, в Украине только 17 или 19 производителей вина, которые имеют лицензии на его оптовую продажу. Ну пусть их будет 20! На всю страну.

"Когда во всем мире локомотивом местного виноделия являются небольшие частные хозяйства, коих тысячи в каждой винодельческой стране, в Украине они де-факто запрещены.

Невозможность их появления обусловлена и высокой стоимостью необходимых лицензий, и сложностью прохождения всех бюрократических процедур для получения всех разрешительных документов, и общей атмосферой созданной для предпринимательства", - поясняет Евгений Шнейдерис.

По его словам, протекционистская политика, проводимая государством, ограничивается только по одним вопросом: как бы продолжить писать "шампанское" и "коньяк" на произведенном в Украине товаре.

Производители вина платят государству 500 тыс грн за лицензию. Это уже серьезный удар по малым винодельням.

Фиксированный лицензионный сбор необходимо платить независимо от объема производства. Если хозяйство производит 10 тыс бутылок в год, то лицензионный сбор в цене каждой бутылки составляет 50 грн. Это делает вино неконкурентным на рынке.

Молодая депутат Анна Гапко, наверное, с подачи вино-водочных воротил внесла в парламент предложение повысить стоимость лицензии до 2,5 млн грн.

Взвыл даже крепко стоящий на ногах винодел Иван Плачков, энергетик и бывший глава ОГА. Такой сбор убивает виноделов средней руки, оставляя только импортеров дешевого алкоголя и местных монополистов.

Если вы уже накопили 500 тыс грн и хотите заплатить их государству, то и здесь вас ждет разочарование. Все прописано и обставлено так, что у вас нет шансов получить полноценную лицензию - стандарты и требования списаны с советских документов, когда существовали только государственные крупные хозяйства.

Например, каждое хозяйство должно иметь собственную химическую лабораторию для контроля качества, а не пользоваться услугами сторонней. Винодельня должна находиться на определенном удалении от жилых домов.

Сегодня популярна тема разграбления Украины олигархами. Имена Ахметова, Фирташа и Коломойского становятся нарицательными. Но проблема не в конкретных людях, а типе управленческой и экономической системе, которая воспроизводится буквально во всех секторах экономики страны.

Речь идет о монополизме. В Украине все стремятся стать монополистом и быстро снять сверхприбыль до следующего "шухера".

В украинском виноделии также господствуют монополисты. Даже если у этих винзаводов есть виноградники, и даже этих виноградников - 1 тыс га, разливают они в большинстве своем европейский виноматериал, потому что дешевле купить в Македонии копеечное вино и разлить, например, под Одессой, маскируя под местную марку.

Но долго эта малина продолжаться не будет. Погибнут через несколько лет и гиганты украинского винокурения, потому что как только рынок Украины откроется для европейских производителей, страну зальют дешевым французским, испанским, итальянским, словацким, венгерским, болгарским вином.

И молдавским, и даже австрийским. Киев в торговых спорах с Брюсселем не станет даже вспоминать про виноделов, потому что их как бы и нет.

Государство при участии виноделов должно как можно быстрее разработать и принять комплексную программу реформирования этого сектора и развития виноделия. Во Франции работает больше 30 тысяч виноделен, в Испании их не меньше. Даже в Австрии, казалось бы, совсем не винной стране, несколько тысяч виноделен. И только в Украине их официально нет и двух десятков.

Развитие этой части аграрного сектора приведет к росту рабочих мест, расширению инвестиционного потенциала юга Украины. Курортный сезон у Черного моря короток и нестабилен, но отдыхающим некуда податься с пляжа.

Появление сотен нормальных виноделен расширяет сезон отдыха на два-три месяца, позволит развивать ныне заброшенные районы, где пшеница не родит, а тратить силы на сложные культуры сил и смысла пока нет.

В министерстве АПК хотят что-то изменить, но пока дальше сбора предложений дело не идет. Винодел Плачков подготовил собственный вариант закона, регулирующего виноделие в Украине, и пытается его лоббировать через друзей-депутатов.

Владелец винодельни "Бейкуш" бьет во все колокола и пытается спасти свое предприятие.

Налоговая инспекция рапортует о новых успехах операции "Акциз 2015". У первого заместителя главы ГФС Сергея Билана на его странице в Фейсбуке в самом верху красуется лозунг "Продвигаем реформы! Меняем страну!".

А тем временем "гаражные" виноделы продолжают с опаской и оглядкой по-тихому разливать и продавать свое вино, откупаясь от проверок где ящиком шампанского, где деньгами. Крупные игроки гонят фуры с дешевым вином и готовят красивые этикетки на свои бутылки.

Но ведь когда-то же надо прекратить это хождение по мукам по замкнутому кругу?

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: