Почему следует легализовать игорный бизнес
Наряду с бюджетными дискуссиями и налоговой реформой легализация игорного бизнеса в Украине традиционно остается актуальной темой обсуждения среди экспертов, политиков и потенциальных участников рынка.
Декабрь принес новую волну актуализации процесса в виде проекта закона "Об азартных играх в Украине", подготовленного Министерством финансов.
Этот документ является 19-м по счету законопроектом в этой области за последних полтора года и имеет достойные шансы на принятие в качестве законодательной основы игорного бизнеса в Украине.
Предложенный Минфином проект определяет термины игорного бизнеса и единый госорган в области регулирования отрасли, легализует основные азартные игры, выдвигает общие требования к организаторам азартных игр.
Документ также закрепляет обязательства участников рынка по предотвращению лудомании и защите интересов несовершеннолетних, регулирует игровой бизнес онлайн и рекламу игровых услуг, ограничивает места размещения казино и игровых автоматов, предоставляет единые гарантии операторам азартных игр.
Вместе с тем, многие положения проекта требуют корректировки.
1. Все денежные требования должны быть выражены в национальной валюте Украины.
2. Единое требование к размеру уставного фонда в эквиваленте 2 млн евро должно быть дифференцировано между оператором лотерей, казино и букмекерами в порядке уменьшения.
3. Размещение казино только в четырех- и пятизвездочных отелях и транзитных зонах аэропортов ограничивает конкуренцию и должно быть расширено.
4. Размер платы за ежегодные лицензии для интернет-казино и букмекерской деятельности в размере 1,5 млн евро является неразумно высоким. Такой размер платы может считаться разумным при условии отмены предусмотренного Налоговым кодексом налога на доход от игровой прибыли в размере до 18%.
5. Ограничение по площади помещений - 300 кв м - для букмекерских контор является необоснованно заниженным и должно быть снято.
6. Безналичная форма ставок по азартным играм в интернете неудобна для игроков и должна быть расширена на наличный расчет.
Главным барьером при принятии проекта законопроекта является заложенный в него принцип единого оператора лотерей - статья 21 - и вытекающая из этого принципа монополизация лотерейного рынка.
Учитывая повышенный интерес общественности и законодателей к трем операторам лотерей в Украине и их неустойчивое юридическое положение, предлагаемая концентрация лотерейного бизнеса крайне проблематична.
Более того, проект закона исключает понятие "государственной лотереи" из терминов и определений, закладывая для Украины английскую лотерейную модель с одним частным оператором.
Насколько такая модель политически приемлема для законодателей, остается главной неопределенностью, однако похвальна уверенность Минфина в попытке привнести регулятивную ясность в де-факто нерегулируемый сегмент лотерейного бизнеса.
В целом проект приемлем в своей прагматичности и представляет компромисс между интересами участников рынка, желательным бюджетным эффектом и возможными социальными последствиями легализации игорного бизнеса.
Министерство финансов сделало ответственный шаг, подобная ответственность требуется от участников рынка и законодателей. Время популистских запретов, наносящих ущерб стране и нарушающих права ее граждан, истекло. Игорный бизнес в Украине следует легализовать.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.