Записки мобилизованного. История вторая. О подготовке и лазарете

Записки мобилизованного. История вторая. О подготовке и лазарете

Если мобилизованный думает, что его будут уважать за решение не прятаться от призыва, то ему лучше заранее распрощаться со своими иллюзиями. Наша армия осталась советской до мозга костей, и просвета пока не видно.
Воскресенье, 26 июля 2015, 08:27
Позывной "Тролль", мобилизованный

На этот раз я расскажу о том, чему учат в учебке.

Ведь именно обучение считается одним из основных достижений - мобилизованные проходят обязательную общевойсковую подготовку, которая позволит им смягчить культурный шок и повысить шансы на выживание.

Начнем с хорошего.

Да, стрелять дают, пока сам не набьешь оскомину. На Яворове, например, все стреляют из всего: автоматов, пулеметов, ручных и автоматических гранатометов, пистолетов, бросают гранаты.

Реклама:

А вот с учебной программой дело обстоит похуже. Знакомые "атошники" из соседнего подразделения иногда смеются над предметом занятий.

Например, обкатка танком. Наверное, это неплохой психологический экзамен. Я в детстве бывал в ремонтных ямах под громадными "Икарусами", поэтому днище танка над головой - явление не страшное.

Однако "атошники", во второй раз идущие на войну, говорят, что это пустое занятие. Это гибридная война, в ней танки не ездят над окопавшейся пехотой. Они просто выезжают на дистанцию прямого выстрела и бьют из главного орудия, пока не станет окопа.

Складывается впечатление, что большинство занятий проводится на основе наставлений времен Второй мировой войны. Тогда пехота еще ходила в атаку цепью, врага можно было выманить под выстрел снайпера брошенной ценной вещью, а между сторонами расстояние было километровым.

 Все фото из сайта Академии сухопутных войск

АТО - это другое. Там нет целостной линии фронта, а только россыпь опорных пунктов. Между сторонами - максимум 800 метров, а гораздо чаще - 400-500, это дистанция снайперского огня даже из "калаша" с хорошей оптикой.

Весьма странно, что командование учебного центра, имея в своем распоряжении уникальных людей - "атошников", выживших в наихудший первый год войны, - не использует их опыт, а наоборот - учит чему-то такому, что давно утратило актуальность в гибридной войне.

В подтверждение опишу наиболее глупо проведенные будни в одной из частей, где готовят достаточно "элитные" подразделения.

Итак, 6:00 - подъем, 7:00 - завтрак, 8:00 - построение на плацу с вещмешками.

В 8:15 поступает команда всем выдвинуться в парк, где подразделения занимают позиции в самых дальних и заброшенных уголках.

В 10:00 внезапно выясняется, что теперь учебка превратилась в подразделение мотострелковой тактической группы. Техники, то есть боевых машин, у подразделений нет - они же были учебными группами.

В 10:30, после распределения личного состава по штату на глаз, то есть первая шеренга выйти из строя - вы будете санитарами, радиотелефонистами и механиками-водителями, все с вещмешками отправляются получать оружие.

В 13:00, поскольку получение оружия со складов затянулось, - обед.

С 15:00 со складов начали выдавать ящики со стрелковым оружием. Подразделения сформированной тактической группы таскают ящики на плац.

В 17:00 ящики со стрелковым оружием и вещевым имуществом уже на плацу. Начинается выдача стрелкового оружия.

В 19:00 подразделения поочередно идут на ужин. Продолжается выдача оружия.

В 20:00 выдача завершена. Каждый "зольдат" экипирован стрелковым оружием, а также такими, без сомнения, вещами первой необходимости в зоне АТО, как противогаз, резиновый костюм ОЗК и малая солдатская лопатка.

В 21:00 начинается сдача оружия. Обратно в те же ящики, в которых оно было, только теперь не по номерам, а по подразделениям.

В 22:00 - отбой.

День второй. В 6:00 - подъем и получение оружия. В 7:00 - построение с оружием. Отставить. В 7:30 - снова построение с вещмешками и оружием. Отставить.

В 7:50 - построение с вещмешками и оружием. Колонной на плац, построение с вещмешками и оружием. В 9:30 после трех-четырех построений приехали машины для личного состава, в 9:50 выехали на полигон.

В 12:00 подразделения прибыли и после очередного построения разбрелись по близлежащим рощам. В 14:00 копали окопы. Оказалось, не в том месте. Выкопали другие. На этом, собственно, учения закончились.

До вечера военнослужащие валялись на траве, жгли костры, ели сухой паек, офицеры "бухали". А что еще делать на пикнике?

Следующий день был таким же - выдвижение на новые позиции, здоровый сон в окопах в ожидании полковника-проверяющего. Итого - минус три дня обучения. Зато все выспались.

Другой пример. В один из дней я решил заболеть. Даже не особо скрывая, что это попытка "закосить". После двух с половиной недель партизанщины в УПА -Українській паперовій армії - желание "участвовать в военной игре" идет на спад.

Итак, подразделение уходит на полигон, заболевшие остаются в ожидании открытия приема в лазарете. Не тут-то было.

Внезапно поступает команда провести "парад больных". На нем начальник штаба учебного подразделения метким глазом определяет "полубольных", среди которых один с гниющей ногой и два с температурой 38, и отдает команду получить оружие и двигаться на полигон.

"Армия инвалидов" начинает отрабатывать движение бронетехники и контрзасадные мероприятия. Для тех, кто не в курсе, это включает в себя покатушки на БМП "на броне", десантирование - спрыгивание с брони - и занятие обороны. Мероприятие, бесспорно, полезное.

Практически единственное полезное мероприятие за три недели.

Только представьте себе, что вам нужно в тапочках прыгать с медленно движущегося БМП высотой около метр восемьдесят. Кроме того, вам также придется вообразить, что это не запланированное занятие. Это всего лишь показуха, проводимая учебным центром из-за проверки Гениального штаба.

Теперь немного о медицинских услугах, доступных мобилизованным в учебном центре Академии Сухопутных войск.

В армии бытует анекдот: на тебе таблетку, разрежешь ее пополам, одна половинка от головы, вторая от ног и, смотри, не перепутай. Чтобы попасть на прием в лазарет части, нужно выдержать часовые очереди. Набор лекарств минимальный. Если солдат хочет вылечиться, покупает себе дорогие лекарства.

Чтобы попасть в госпиталь во Львов, люди ждут неделями. Я был свидетелем разговора, в котором человек, уже неделю страдающий острым приступом геморроя, был готов за свой счет ехать в госпиталь.

Другому на пятый подряд день посещения лазарета сказали, что на 60% у него воспаление легких, но сегодня даже анализы не возьмут - приходите завтра. И он не первый - я лично знаю еще троих-четверых.

Еще один посещал лазарет четыре дня, чтобы ему поставили диагноз "гнойная ангина". Вдумайтесь: в каких условиях должны жить военнослужащие, чтобы в июне заболеть гнойной ангиной? Я не раз общался с людьми, которые с температурой 38-39 градусов лежали в палатках со слоем грибка под крышей.

Именно так выглядит учебка, восхваляемая Минобороны и волонтерами.

Однако и это не самое худшее. Самое худшее то, что если мобилизованный думает, что его будут уважать за решение не прятаться от призыва, то ему лучше заранее распрощаться со своими иллюзиями. Для большинства кадровых офицеров любой мобилизованный лишь немного отличается от срочника.

Его нужно так же "затянуть", занять его время строевой, перекличками, катанием квадратного и ношением круглого - известное армейское выражение, - как и любого 18-летнего срочника. К сожалению, наша армия осталась советской до мозга костей, и просвета пока не видно.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: