Госзакупки на пути к прозрачности
Система тендерных торгов и закупок в Украине долгие годы грешила разнообразными коррупционными схемами.
Еще в 2013 году Служба безопасности Украины подсчитала, что до 75% бюджетных ассигнований во время тендеров осваивается с нарушениями.
В итоге, из-за непрозрачных сделок убытки государственной казны в сфере закупок составляют 35-53 млрд грн ежегодно.
От искаженного механизма закупок страдал не только бюджет, но и все участники.
Заказчик, который заведомо соглашался на непрозрачный тендер, далеко не всегда мог рассчитывать на качественное выполнение заказа даже со стороны "родственной" компании, для которой подтасовывались результаты.
Победитель же оказывался под подозрением правоохранительных органов, рискуя навлечь на себя судебные тяжбы вплоть до уголовной ответственности.
Первым о реформе существующей практики тендеров задумался бизнес.
Мировой опыт подсказывал, что пока процедуры торгов не станут максимально открытыми, избавиться от кумовства, подтасовывания и "откатов" не удастся.
Эффект, который будет получен благодаря переводу тендеров в цифровое пространство, на современную прозрачную платформу, оставит в выигрыше всех.
Честный тендер - это не только упрощение и автоматизация многих рутинных процедур. Это экономия времени и средств для заказчика и участников отбора.
Это также ликвидация коррупции между B2B, выгоды от оптимизации товарных и денежных потоков, понятные отношения с подрядчиками и поставщиками.
Причем это понимают даже директора и владельцы компаний, которые закрывали глаза на воровство их сотрудников. Более того, руководители бизнеса убеждали себя в том, что, мол, пусть косо и криво, но ведь работает, тендеры проходят.
Однако даже такие компании поняли, что современные программные продукты, которые уже функционируют в Украине, дают немало преимуществ.
Правда, если в бизнес-среде новый механизм тендеров уже откатан, то в госсекторе внедрение электронных закупок сопряжено с немалыми трудностями.
Прежде всего, хромает законодательное поле. Еще в 2012 году Верховная Рада сделала попытку принять закон, который предполагал внедрение госзакупок на электронной площадке. Дальше первого чтения он не прошел.
В 2014 году новое правительство инициировало похожий законопроект. Он также был рассмотрен в первом чтении и до сих пор находится в Минэкономразвития.
Министр экономики Айварас Абромавичус. Фото kmu.gov.ua |
Какой будет его судьба - сказать сложно, поскольку у намерения поставить гостендеры на прозрачную основу есть немало противников и сильное лобби.
Однако эту идею можно реализовать даже в действующем законодательном поле. Правда, только для "допороговых" торгов, предельный объем которых составляет 100 тыс грн для товаров и продукции и 1 млн грн - для услуг.
Тем не менее, уже есть система ProZorro - пилотный проект по внедрению механизма госзакупок. Ее участниками являются шесть виртуальных платформ.
Эта инициатива - хорошая стартовая площадка для реформы гостендеров. Она позволит смягчить переходный этап после необходимых законодательных изменений, оценить новую систему, понять ее преимущества и недостатки. Вместе с тем, есть вопросы относительно итоговой имплементации системы.
Так, в Грузии все тендеры проходят в электронном виде на одной площадке, которую жестко контролирует государство. Если по итогам аукциона обнаружены неточности, любой участник торгов имеет право оспорить их результаты.
Директивы ЕС, напротив, предусматривают раздельное размещение госзаказов, контроль и обжалование действий заказчика в зависимости от пороговых величин.
В Германии, к примеру, тендеры выходят на уровень ЕС, если объем заказа превышает 130 тыс евро. Для других заказчиков порог составляет 200 тыс евро, для заказов в строительстве - от 5 млн евро. Процесс закупок децентрализован.
Похожая идеология реализована в Португалии и Чехии, благодаря чему стоимость гостендеров там снизилась на 15-20%. Некий аналог такой системы пытаются внедрить и в Украине, когда заказчик - государство - один, а площадок, которые предлагают доступ к торгам, - несколько.
Преимущества такой системы перед жестко регулируемой вертикалью очевидны: конкуренция между электронными платформами обеспечит большую прозрачность и рост качества предоставляемых услуг.
Вместе с тем, централизация необходима даже в рамках некоей ассоциации. Ведь пока все, что делается в рамках ProZorro, - это не более чем социальная инициатива, попытка обкатать механизм на добровольных началах.
Однако рано или поздно работа площадок должна быть унифицирована и отлажена, должна произойти коммерциализация платформ. Нужны правила и ответственность, иначе будут злоупотребления, коррупция и саботаж торгов.
Фото unian.net |
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.