В поисках пятого элемента
Поймал себя на том, что в последнее время, когда попадаю на техно-выставки или читаю о них, то как-то расстраиваюсь.
Скучно. Правда, скучно.
Да, смартфоны становятся быстрее, а фотографии ярче.
Да, интернет обрастает онлайн-магазинами и инновационными сервисами доставки товара.
Да, фильмы наполнены крутейшими спецэффектами.
Да, мобильные сети скоро будут переходить на 5G.
Но ведь примерно то же самое происходило с технологиями и пять, и десять лет назад. Такое впечатление, что мы слегка застряли.
Потребитель в любом случае купит iPhone 7 или перейдет на 5G-интернет, но этот переход вряд ли можно назвать революционным.
В принципе, можно легко описать новинки последующей пятилетки. Назовем ее "пятилеткой датчиков и обучаемых алгоритмов".
Суть мирового инновационного тренда на массовом рынке сводится к тому, что нужно засунуть подключаемый к сети или смартфону датчик в каждую дыру.
Потом получить тонны информации о предмете, окружающей среде или человеке и отправить ее мимо обработки человеческим мозгом напрямую в машинный интеллект, где данные будут сопоставляться между собой миллионы раз.
Это будет продолжаться до тех пор, пока компьютер не выдаст наиболее логическое решение. Например, чипсы на полку лучше ставить рядом с гречкой. Сложный анализ показал, что их едят пенсионеры, а не подростки.
Или же спать этому человеку лучше всего ложиться в семь вечера. Причем при температуре 20 градусов и обязательно без подушки. Именно с таким режимом его организм наиболее работоспособен.
Безусловно, инновационные решения многочисленных людских проблем будут реализованы довольно интересно. Для человека они точно будут необычными. Ему еще многое предстоит о себе узнать. В то же время, такие инновации рутинны, ведь хорошо взвешенные решения - это, к сожалению, скукота.
Какие нескучные инновации я, будто какой-нибудь пятый элемент, который должен объединить все наработанные человеком технологии, ищу на выставках? Наверное, на этот вопрос я мог бы ответить, хоть и очень расплывчато.
За последние несколько лет было всего два проекта, за которыми я с большим интересом следил и видел в них "душу". Забегая вперед, скажу, что они, видимо, еще нескоро нас удивят.
Первый посвящен изучениям использования нового сверхпрочного и одновременно сверхгибкого, хорошо проводимого энергию материала - графена.
Он или подобное ему вещество, если бы оно было адаптировано для масс-маркета, возможно, смогло бы заменить часть легких материалов: металла, пластмассы или стекла, которые приходится использовать в электронике.
Если взять в руки самый продвинутый смартфон, он все равно окажется каким-то угловатым и хрупким. Даже если у него экран чуть загнут, как у некоторых новинок Samsung, это по-прежнему "кирпич", хоть и ультраплоский.
Кроме того, через него все равно неудобно получать ряд услуг, которыми уже наполнен интернет. Современный интернет, его мощности готовы ко многому, а устройства ввода и получения информации - нет. Они все еще быстро разряжаются, ломаются, имеют неудобные габариты.
Изучает графен для его вывода на массовый рынок и небольшая команда ученых Харьковского физико-технического института за деньги калифорнийской American Graphite Technologies Inc. Странноватой компании, на мой взгляд.
В мире есть несколько команд, занимающихся первичными исследованиями использования графена как материала будущего для электроники. Однако интереснее всего, что придумают наши, и придумают ли вообще.
Последний раз зимой, когда общался с одним из участников проекта, узнал, что из-за местных сложностей проект немного "завис".
Второй стартап, который еще осенью выглядел многообещающе, этой весной тоже затих. Побаиваюсь, что он окажется громким фейком. Речь о компании Bleen Inc, США, в которую также вовлечены украинские разработчики и коммерсанты.
Фирма заявила о подготовке к выводу на массовый рынок первого полноценного голографа за 800 долл. Если описывать изобретение совсем просто, то это коробка, из которой выходят лучи под разными углами, создавая трехмерную голограмму, которая будто висит в воздухе.
Как рассказывал мне один из участников проекта, наработки появились при СССР для потенциального их применения в космосе. Позже проекты были свернуты, а экспертиза сконцентрировалась в лаборатории голографии Харьковского национального университета имени В. Каразина. Там она и по сей день.
Что означают доступные массовому пользователю голограммы? Да много что. Невероятному множеству окружающих нас гаджетов придется быстро к ней адаптироваться, иначе они потеряют рынок. К голограмме бизнес стремился давно. Еще в "Звездных войнах" ее прообраз дошел до умов миллиардов людей.
В их создании образ голограммы уже укоренился. Существует громаднейший отложенный спрос, и если какая-нибудь компания зажжет эту спичку, то потребительский мир сразу вспыхнет новым ярким пламенем. Будто воспрял Стив Джобс и принес с собой новый iPhone из потустороннего мира.
Да, к рабочей голограмме мы приблизились, но далеко не вплотную. 3D-кино, Google Glasses, технологии дополненной реальности, когда при наведении планшета на предмет возникает 3D-картинка, "шлемы" для игр в виртуальной реальности, безджойстиковые развлечения в Kinect...
Все эти вещи можно рассматривать как голографическую полумеру, поскольку для них все равно нужно использовать экран. Удобен ли он сидящему на диване или стуле зрителю и смотрящему простой фильм? Наверное, очень. Но удобен ли экран при выполнении подвижных задач? Очевидно, что нет.
Более того, он даже опасен. Человек может сильно отвлечься, рассматривая, что появилось на экране, и пропустить что-то важное. Ему надо смотреть или на экран, или на окружающий мир. Второй пары глаз нет.
Однако как сказал недавно ведущий секции промышленного дизайна на одной из киевских конференций, лучший интерфейс тот, который будет привычен для наших рук и глаз. А это вовсе не плоская стеклянная поверхность.
Фото Bleen Inc. и American Graphite Technologies Inc. |
Трехмерная голограмма, которую можно обойти со всех сторон и не заметить подвоха в изображении, в сочетании с сенсорами, чувствительными к жестам и мимике человека, изменит мир потребительской электроники, развлечений, контента, удаленного общения, путешествий и игр раз и навсегда.
Когда мировые производители подстроят свои устройства под голограмму, виртуальный мир встретится с реальным "лицом к лицу". Сейчас он все еще прячется за экраном, и нам приходится часто отвлекаться, чтобы за ним следить.
Фото на главной bilshe.com
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.