Cколько стоит газ Украины
Опубликованный "Нафтогазом" расчет себестоимости газа собственной добычи очень некорректен.
НАК серьезно, неоправданно и неграмотно завышает себестоимость.
Однако главная проблема не в этом, проблема в крайней неэффективности украинской государственной политики.
Низкая цена газа для населения и коммунальных предприятий приводит к огромному дефициту "Нафтогаза", а его финансирование Нацбанком - к росту цен и ослаблению гривны.
"Укргаздобыча", дочерняя компания "Нафтогаза", представила расчет себестоимости газа собственной добычи. Получилось 319,4 долл за тыс куб м при курсе 17 грн за долл. При курсе 8 грн за долл было бы 678,7 долл за тыс куб м (изначальный расчет ведется в гривнах).
Зачем этот расчет вообще нужен?
Понятны две цели. Первая - обосновать высокую себестоимость отечественного газа и снизить перечисление ренты в бюджет после того, как произойдет повышение цены на газ для населения. Вторая цель - обосновать населению, что себестоимость газа высока, и нужно ее компенсировать высокой ценой.
Все в этой логике поставлено с ног на голову и вызывает оправданные подозрения в том, что переход на "рыночные рельсы" в функционировании рынка газа является просто прикрытием сохраняющихся неэффективности и воровства.
Рынок газа, работа НАК, субсидии населению - это взаимосвязанные проблемы, в решении которых правительство демонстрирует потрясающую неэффективность и отсутствие понимания целей и инструментов публичной политики.
1. Рынок газа
Первое, в чем необходимо определиться, - каким правительство представляет себе рынок газа. Первый вариант - это именно рынок, пусть и не совсем уж конкурентный, но все-таки рынок, с рыночным ценообразованием.
Тогда этот рынок должен быть прозрачным, с единой ценой для всех категорий потребителей, конечно, с поправкой на затраты. Такой рынок нужно организовывать. На нем должно быть несколько или много поставщиков.
Это российский газ, поставляемый через "Нафтогаз". Это газ собственной добычи, поставляемый государственными и частными добывающими компаниями. Это газ, закупаемый в Европе или в других регионах, включая сжиженный газ.
Самое главное в этом подходе: должен быть свободный доступ всех поставщиков на рынок, ценообразование должно быть прозрачным, цена должна быть единой.
Конкуренция на рынке несовершенна, и государство может взять на себя регулирование цены. Для этого есть специальный орган. В государственном регулировании цены нет ничего страшного, хотя всегда существуют риски фактического захвата контролирующего органа объектом контроля.
Прозрачность и единая цена - фундамент, без которого нет эффективности. Мутный рынок с множественными ценами - прекрасное поле для воровства, махинаций и потерь эффективности. Поэтому нужно начинать именно с этого.
Фото ugv.com.ua |
2. Субсидии
Если есть единая и понятная цена на газ на прозрачном рынке, то понятен и размер субсидии. Если, например, цена на рынке - 350 дол за тыс куб м, а население платит 80 дол за тыс куб м, значит, размер субсидии равен 270 дол за тыс куб м, и себестоимость для определения размера субсидии вообще не важна.
Нужно решить, за счет чего финансировать субсидию, финансировать ли ее вообще, и как финансировать, например, адресными субсидиями.
3. Стимулирование собственной добычи
Завышение себестоимости - плохой путь стимулирования добычи. Точнее, это не является способом стимулирования добычи, а скорее способом оставить ресурсы в распоряжении не очень эффективно контролируемой госкомпании.
Если мы хотим, чтобы собственная добыча росла, то первый необходимый шаг - прозрачное ценообразование. Только после этого необходимо думать о размере налогов - стимулируют они или, наоборот, убивают внутреннюю добычу.
4. Управление государственными компаниями
Добывающие компании - "Укргаздобычу" и "Укрнафту" - следует отделить от НАК путем приватизации или образования независимых государственных компаний. "Нафтогаз" в нынешнем виде - это клубок конфликтов интересов, огромный пруд с мутной водой, открывающий безграничные возможности для воровства.
5. Рента
Себестоимость может быть важна, если говорить о размере рентных платежей в бюджет. Если рыночная цена - 350 долл, а себестоимость добычи госкомпании - 100 долл, то государству необходимо решить, как использовать 250 долл.
Это может быть прямое перечисление в бюджет, субсидирование цены населению - не самая плохая цель - или инвестиции в собственную добычу. Зависит от приоритетов, но это должно быть прозрачное и понятное решение.
Не нужно напускать туман и говорить, что себестоимость - 319 долл, хотя она 100 долл, если руководство госкомпании хочет уменьшить платежи в бюджет. Формально госкомпании должно быть безразлично, в каком виде полученная прибыль будет перечислена в бюджет - через дивиденды, налоги или ренту.
6. Расчет себестоимости газа
Расчет себестоимости "Укргаздобычи" на поверку оказался клубком из "правильных", на первый взгляд, концепций и запредельной неграмотности их применения, преследующих одну цель: обосновать себестоимость на уровне "больше 300 долл". Резюме расчета выглядит так.
Статья затрат |
Стоимость тыс куб м, при добыче 13,5 млрд куб м, долл |
Эксплуатационные затраты, геофизические работы |
12,2 |
Административные затраты |
1,1 |
Другие операционные затраты, сейсморазведка, R&D |
1,3 |
Амортизация основных средств |
17,8 |
Амортизация прав использования недр |
18,3 |
Стоимость капитала |
167,9 |
Плата за использование недр |
63,9 |
Налог на прибыль |
36,9 |
Всего цена на газ без НДС |
319,4 |
1. Эксплуатационные затраты
Эксплуатационные затраты в долларах растут с 10,9 долл за тыс куб м в 2014 году до 14,6 долл за тыс куб м в 2015 году. Почему растут - объяснения нет. Придется оставить это на совести разработчиков документа, поскольку эта статья занимает небольшой процент в итоговой цифре.
2. Другие операционные затраты
По сравнению с 2013 годом, затраты на сейсморазведку и R&D увеличиваются почти вдвое. Это благая цель, но все планы разведки и R&D в "Укргаздобыче" за последние десять лет провалены. Остается вопрос: кто проконтролирует, что планируемые работы по этой статье будут выполнены?
3. Амортизация основных фондов.
Здесь основной трюк - "коэффициент корректировки к рыночной стоимости основных фондов". Методика определения коэффициента мутная - "в соответствии с индексом цен производителей в мире", без их указания.
Приведение стоимости основных фондов и амортизации к "рыночной" обоснованной величине - правильно. Однако это нужно делать корректно, оценивать стоимость объективно, не завышая, включать в амортизацию только стоимость тех активов, которые используются в добыче.
4. Амортизация прав использования недр
Вот здесь мы просто выходим в другую реальность, если сравнивать с предыдущим пунктом. Запасы не амортизируются, это экономический нонсенс.
Аналогия такая. Представим, что у меня есть 100 тыс долл и я трачу каждый год 10 тыс. Нужно посчитать мои затраты в год. Правильный ответ - 10 тыс. Однако я отвечаю: мои затраты - 20 тыс в год. 10 тыс прямые и 10 тыс амортизация актива: у меня есть актив 100 тыс, а через десять лет его не будет. Вот такие трюки.
Именно по такому принципу и учтена амортизация запасов. То есть 18,3 дол за тыс куб м из расчета нужно исключить.
5. Стоимость капитала
Фото ugv.com.ua |
Самая объемная статья затрат - 167,9 дол на тыс куб м. Само по себе включение стоимости капитала в экономическую себестоимость оправданно и с точки зрения теории, и с точки зрения практики регулирования цен естественных монополий.
Однако есть несколько существенных замечаний.
Первое - состав активов, на которые рассчитывается отдача. Включать можно только те активы, которые непосредственно используются в производстве.
Стоимость запасов в них включать нельзя. Это не созданные активы. Стоимость же запасов в расчете немаленькая - 10,7 млрд долл. То есть как минимум 118,9 долл из рассчитанной себестоимости нужно исключить: 10,7 млрд долл умножить на 15% и разделить на 13,5 млрд куб м равно 118,9 долл.
Исключить нужно и другие активы, которые не имеют отношения к добыче, но подробной информации для этого у нас нет.
Второе - по какой стоимости учитываются активы. В идеале - по "справедливой рыночной" с учетом экономического износа.
Третье - ставка стоимости капитала, точнее, необходимой доходности на капитал. В расчете НАК ставка необходимой доходности на капитал равна 15%. Обосновано это - если обосновано, скорее всего, какой-то "модифицированной" версией модели САРМ с учетом country risk premium.
Логика этого подхода в том, чтобы учесть доходность альтернативных инвестиций с таким же уровнем риска для частного инвестора с диверсифицированным портфелем. Здесь есть серьезная логическая проблема.
Для чего вообще делать расчет? Если мы хотим посчитать общественную себестоимость госкомпании, то должны брать social discount rate. Мы ведь рассчитываем не стоимость пакета акций при продаже частному инвестору.
6. Налог и плата за использование недр
И там, и там есть цикличность - зависимость от цены.
7. Объем добычи
В расчете принят объем добычи 13,5 млрд куб м в год. Почему не 15, как было в 2013 году? Это ведь знаменатель, который прямо влияет на расчет. В итоге даже "мягкий" способ пересчета даст кардинально другие результаты: 120 долл за тыс куб м отличается от 319 долл за тыс куб м.
Статья затрат |
Стоимость тыс куб м, при добыче 13,5 млрд куб м, долл |
Эксплуатационные затраты, геофизические работы |
12,2 |
Административные затраты |
1,1 |
Другие операционные затраты, сейсморазведка, R&D |
1,3 |
Амортизация основных средств |
17,8 |
Амортизация прав использования недр |
0 |
Стоимость капитала |
49,0 |
Плата за использование недр |
24,0 |
Налог на прибыль |
14,6 |
Всего цена на газ без НДС |
120,0 |
8. Итог
Хотелось бы порекомендовать правительству не заниматься трюками в расчете "правильной" цены на газ собственной добычи.
Если нужен расчет себестоимости для регулирования цены или корректировки ренты, то делать это нужно в соответствии с законом и общепринятой практикой под контролем регулятора и, возможно, с привлечением независимого аудитора.
Необходимо сосредоточиться на реализации эффективной политики в отрасли.
1. Организация рынка газа - облегчение доступа на рынок, равные условия для добывающих компаний, прозрачность рынка.
2. Управление госсобственностью - эффективная система корпоративного управления, реструктуризация "Нафтогаза" - выделение "Уукгаздобычи" в независимую компанию.
3. Создания эффективной и прозрачной политики субсидий, нацеленных на действительно нуждающиеся слои населения.
4. Прозрачность госфинансов, в том числе, отчетности госпредприятий. "Нафтогаз" до сих пор не опубликовал отчет аудитора за 2012-2013 годы.
5. Эффективное определения приоритетов госполитики, хотя бы ограничение возможностей для воровства.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.