Открытый бюджет и коррупция
Создатели революционного портала презентовали свое детище в Киевсовете. Поговорили, но денег на него в бюджете не нашлось. Может, вопрос не в деньгах?
В минувший четверг приступил к работе новый состав Верховной рады.
Создана коалиция демократических сил "Европейская Украина", и 341 народный избранник выразил желание видеть во главе правительства Арсения Яценюка.
На повестке дня у президента, Кабмина и Верховной рады - разработка и утверждение главного финансового документа страны на 2015 год.
Предыдущий состав правительства должен был предоставить парламенту проект финплана еще 15 сентября, но ввиду сложнейшей ситуации на востоке страны на первый план вышли не экономические, а политические вопросы.
О бюджете заговорили только сейчас, после выборов и осторожных оценок Международного валютного фонда в отношении дальнейшего сотрудничества.
Бюджет-2015: миссия выполнима?
Одними из причин, по которым МВФ и ведущие отечественные финансисты выражают сомнение в рациональном использования заемных и собственных средств доходов госказны, являются отсутствие реформ и тотальная коррупция.
По оценкам экспертов, собственных денег бюджета хватит на покрытие расходов до 15 декабря, а дальше придется уповать на милость международных кредиторов, которые критично говорят о дате следующего кредитного этапа.
По словам главы миссии МВФ Николая Георгиева, говорить о транше можно "не ранее конца января-начала февраля 2015 года".
Может ли общественность взять под контроль бюджетные расходы, повысить уровень финансовой и бюджетной грамотности граждан, способствовать наполняемости бюджета и развитию территории, помочь побороть коррупцию?
Мировой опыт проекта Open Budget
Речь пойдет о мировой практике "Открытый бюджет". Почти 15 лет понадобилось сотням активистов, чтобы 18 ноября 2011 года в городе Дар-Эс-Салам, Танзания, 116 участников Глобальной ассамблеи из более 80 стран подписали декларацию о прозрачности, подотчетности и общественном участии в бюджетном процессе.
В тексте "Дарэссаламской декларации" говорится, что "открытый государственный бюджет и бюджетные процессы, обеспечивающие гражданам возможность участия в них, критически важны для полной реализации всех прав человека - гражданских, политических, социальных, экономических и культурных".
Международный опыт показывает, что участие гражданского общества может значительно улучшить качество бюджетного процесса, принимаемых решений и достигаемых результатов, тем самым трансформируя условия жизни людей и деятельность государства в целом в лучшую сторону.
Основополагающий принцип, заложенный в проекте "Открытый бюджет", заключается в участии каждого в процессе принятия решений в сфере государственного бюджета. Это является фундаментальным правом и обязанностью всех граждан - не только правом, но и обязанностью.
Открытый бюджет Австралии. Нажмите для увеличения |
По данным международной организации International Budget Partnership - IBP, рассчитывающей индекс открытости бюджета и оценивающей уровень его прозрачности, участия и надзора общественности в этом процессе, Украина занимает 35 место - между Намибией и Гондурасом.
Это несмотря на то, что Украина входит во вторую из пяти групп стран, предоставляющих "значительный" доступ к информации о бюджете среди 13 стран этой группы: Чили, Бразилии, Южной Кореи, Индии.
"Открытый бюджет" - это сотни онлайн-ресурсов единого информационного пространства, где информационные и телекоммуникационные технологии поставлены на службу управления общественными финансами.
Они обеспечивают прозрачность, открытость и подотчетность деятельности органов власти и местного самоуправления, повышают качество финансового менеджмента организаций сектора государственного управления.
Также "Открытый бюджет" решает вопрос ликвидации бюджетной неграмотности, такой себе финансовый ликбез в масштабах страны.
Как это работает за рубежом
Правительства Великобритании, США, Франции, Германии, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Канады, пять-десять лет назад ставшие участниками проекта "Открытый бюджет", предоставляют в режиме реального времени наиболее полную информацию о госбюджетах.
Это позволяет получать от граждан обратную связь в виде поправок, уточненных данных, экспертиз, инициатив о новых возможных источниках дохода госказны.
На национальных страницах Open Budget в виде инфографики и с динамикой изменений за несколько лет можно найти информацию о доходной и расходной частях бюджета, о ходе исполнения федеральных и региональных программ, количестве средств, которые государство тратит в день на содержание министерств и ведомств, куда и как используются налоги и сборы.
Здесь в течение года размещаются бюджетное послание, бюджетный законопроект, утвержденный бюджет, а также ежемесячные и ежеквартальные отчеты, полугодовой отчет за первые шесть месяцев финансового года и годовой отчет по результатам финансовой деятельности.
Также в открытом доступе есть данные аудиторского отчета и упрощенные отчеты для граждан, информация международных рейтинговых агентств относительно устойчивости экономик и их инвестиционной привлекательности.
Кроме того, здесь можно найти сведения о зарплате чиновников, полицейских, данные о договорах, госзакупках, транзакциях госказначейств. Диаграммы, гистограммы, графики, таблицы, отчеты - все это унифицировано и доступно.
Фото УП |
Это сделано для вовлечения граждан и общественных организаций в сферу ведения госбюджетов, их принятия и контроля за их исполнением. Тем самым решается одна из проблем: наличие коррупции в сфере госфинансов. Она становится невозможной, когда за процессом следят десятки тысяч граждан.
Рискнуть "умыкнуть" для "своих" фирм по невыгодным для бюджета договорам с завышенными ценами на товары и услуги даже один цент - это подписать смертный приговор себе как политику или управленцу. Потому и не рискуют, а уровень коррупции - в рамках статистической погрешности.
Как Россия обогнала Украину
Не только развитые сообщества взяли на вооружение эту идею. Даже наш северный сосед и агрессор успешно внедряет этот опыт.
В 2012 году "Комитет гражданских инициатив", созданный бывшим министром финансов России Алексеем Кудриным, запустил интернет-проект "Открытый бюджет". С его помощью граждане могут узнать, как тратятся бюджетные деньги.
К этому проекту за минувшие два года присоединились многие из 83 субъектов федерации, мегаполисы Москва и Петербург, десятки муниципалитетов крупнейших городов, министерства и ведомства.
Благодаря этому проекту полицейско-репрессивное государство поднялось с 27 места на десятое в рейтинге IBP. При этом инициатива остается за общественными и неправительственными организациями, которые не дали госмашине узурпировать право на информацию.
Сейчас в России параллельно с "Открытым бюджетом" работает "Электронный бюджет". Концепцию его создания в 2011 году разработал Минфин РФ. Оператором системы выступает Федеральное казначейство.
Увы, мы, совершившие Революцию достоинства и свергнувшие режим Януковича, никак не можем выйти из порочного круга кулуарности бюджетного процесса. Об отечественном проекте "Электронное правительство" мы слышим уже который год, но, как обычно, для его реализации не хватает политической воли.
Пока во всем мире идут по пути вовлечения в бюджетный процесс гражданского общества, негосударственных организаций, украинская власть продолжает принимать решения без широкого обсуждения.
Потому и существуют "откаты", "договорняки", "заносы в кабинеты", а коррупция превратилась в пандемию, разъедающую моральные ценности общества.
Американский Open Budget
Муниципалитеты американских городов давно ввели в практику опыт "Открытого бюджета". На этих ресурсах можно увидеть, на что тратится каждый доллар налогоплательщиков, обсудить проект бюджета, узнать сумму расходов на содержание городских чиновников и даже размеры их зарплат.
Фото УП |
Электронные приложения помогают обеспечивать контроль государственных расходов по штату, ведомству, категории и получателю, дают расширенное представление о бюджетном процессе.
С их помощью ведется контроль за бюджетами избирательных кампаний партий и кандидатов в Вашингтоне и Нью-Йорке, а в Алабаме граждане принимают участие в формировании бюджета в части организации медицинской помощи.
На сайте генпрокурора Флориды с помощью сервиса Consumer Protection Links можно беспрепятственно сообщить о фактах мошенничества, злоупотреблений в финансовой сфере и коррупции. Как видим, спектр применения проекта значительно расширился и стал более понятен простым гражданам.
На городі бузина, а в Києві…
Месяца два назад пресса сообщила, что глава столичной мэрии Виталий Кличко заявил о старте нового подхода к формированию городского бюджета. Прошла встреча представителей бюджетной комиссии, общественных активистов и разработчиков программного обеспечения.
Поскольку инициатива исходила от мэра, то за основу решили взять платформу "Открытого бюджета Бостона", которую в свое время инициировал мэр Бостона Мартин Волш. К тому же создатели этого электронного портала презентовали свое детище в стенах Киевского городского совета.
Поговорили, оценили преимущества, но в бюджете Киева на создание такого портала денег не нашлось. Может, вопрос не в деньгах, а в нежелании чиновников отдавать горожанам бразды правления финансовыми потоками? Ведь куда проще тратить деньги из столичной казны без согласования и одобрения киевлян.
Чего доброго, они начнут пристально следить за расходами и доходами, деятельностью комиссий и результатами принятых решений. Потребуют отчеты о суммах на ремонты, медицину, образование и дошкольные учреждения.
При полноценной работе "Открытого бюджета" в онлайн-режиме для многих киевлян станет понятен принцип распределения бюджетных ассигнований.
Не получится скрыть, кто и где нашел "хлебное" место, кому идут миллионы налогов и сборов, насколько эффективно они тратятся, за счет чего город выполняет делегированные ему государством полномочия.
Да и сами принципы формирования консолидированного городского бюджета тоже станут известны. Так и выйдет на поверхность информация о плательщиках за аренду дорогой столичной земли, о том, кому Киевсовет предоставил льготы по ее уплате, и насколько при этом пострадает бюджет.
Наконец, стоит напомнить основные принципы "Дарэссаламской декларации", на основании которых создается "Открытый бюджет".
Фото УП |
1. Государственные и местные бюджеты должны быть прозрачными.
2. Бюджетные процессы должны быть инклюзивными, предоставляя гражданам широкие возможности для реализации их права на получение информации о государственных финансах, а также права на участие в принятии решений, связанных с формированием и распределением государственных средств.
3. Бюджеты должны формироваться и расходоваться эффективно и справедливо, способствуя борьбе с бедностью и достижению социального равенства.
4. Бюджетная информация должна быть точной и основываться на известных общественности оценках.
5. Бюджеты должны быть полными - охватывать все государственные доходы и расходы вне зависимости от их происхождения, включая международную помощь.
6. Бюджеты должны быть устойчивыми, обеспечивать использование госсредств для достижения общих целей в долгосрочной перспективе.
7. Отчеты об исполнении бюджетов должны регулярно предоставляться всеми субъектами бюджетного процесса. Бюджеты должны быть объектом постоянного мониторинга, контроля и должны быть подотчетны законодательной власти, органам внутреннего и внешнего аудита, СМИ и гражданам.
Год назад мы вышли на Майдан с четким пониманием: мы, граждане, сами определяем политический курс государства и вектор развития. Мы вышли против закрытости принятого тогдашним руководством Украины решения об отказе подписать договор с Европейским союзом.
Главнейшей целью всех гражданских инициатив, родившихся на Майдане, общественных организаций и политиков, активно участвовавших в Революции достоинства, стало приведение украинских реалий к европейским нормам.
Думаю, что начать стоит с основной задачи: создания прозрачного, открытого и подконтрольного обществу бюджета. Именно так мы сможем победить коррупцию и заставить чиновников работать в интересах общества и страны.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.