Лоббизм в коалиционном соглашении
Как и обещал тогда еще вице-премьер Владимир Гройсман, к моменту открытия новой Верховной рады появился проект Коалиционного соглашения.
Этот документ преподнесен обществу как программа действий власти по выводу Украины на новый уровень жизни.
На самом деле, из первых двух дней работы Рады складывается впечатление, что соглашение - это пиар-прикрытие для банального процесса раздела "портфелей".
Документ не имеет системного характера и не является "планом Маршалла". Это традиционное для Украины соглашение о балансе интересов: "Ты мне, я тебе".
Власть договаривается с бизнесом, бизнес с бизнесом, а чиновники с чиновниками. С точки зрения государственности такая подмена понятий грозит Украине очередным фиаско и усугублением царящего в стране хаоса.
Очевидно, "элиты" устраивает развал и без того дышащего на ладан государства.
Пришло время проанализировать экономическую составляющую документа на предмет лоббизма, но для начала нужно понять, будет ли соглашение работать.
Украинцев может ожидать разочарование: из финальной версии документа исчезли пункты, обязывающие Кабмин неукоснительно выполнять обещанное.
Соглашение стало рекомендательным
Вот элемент в старом проекте документа. Обратите внимание на фразу "обязуюсь неуклонно, своевременно и должным образом обеспечить его (соглашения. - Авт.) выполнение в полном объеме в пределах своей ответственности". Такую расписку предполагалось дать на подпись каждому из новоназначенных министров.
По данным источников автора, вокруг этого пункта происходили наиболее ожесточенные баталии. Блок Петра Порошенко через такую расписку пытался навязать "Народному фронту" работу по единому сценарию, и это разумно.
Однако коллеги Арсения Яценюка выступили против каких-либо клятв и настояли на рекомендательном характере соглашения. В итоге расписка исчезла. Вместо нее появилась следующая формулировка.
Это совсем не твердое обещание, скрепленное собственной подписью. Вместо конкретных министров под коалиционным соглашением поставили подписи лидеры политических сил. Так строгий документ превратился в пресс-релиз.
Это значит, что решения Кабмина не будут совпадать с пунктами соглашения. Ответственности за это не будет нести никто. Значит, по-прежнему нужно будет внимательно следить за действиями правительства. Наиболее лоббистские нормы будут внедряться как решения коалиции. Наиболее дерзкие из них - ниже.
Пункт VII.2.6.11. Создание Службы финансовых расследований
Весной 2013 года Виктор Головач, глава налоговой милиции, товарищ Александра Януковича, пытался выделить своих подчиненных в отдельную структуру.
Предполагалось, что к налоговой милиции добавят ОБЭП из МВД, департамент экономических расследований и что-то еще. Новый орган должен был стать противовесом полноправному хозяину налоговой Александру Клименко.
Владимир Гройсман, Петр Порошенко. Фото rada.gov.ua |
Последний не допустил создания сверхоргана, но эта идея понравилась новой власти в лице первого замминистра доходов и сборов Владимира Хоменко. Представитель Яценюка в Миндоходов подкорректировал законопроект Головача под свои нужды и в июне 2014 года принялся лоббировать идею через премьера.
Порыв налоговика-милиционера несколько раз тормозился руководителями МВД и СБУ. Яценюк настаивал - они противодействовали. Последний вариант законопроекта о создании Службы финансовых расследований - СФР - успешно провалился в августе 2014 года. Однако премьер и Хоменко ничего не забыли.
Так тексте коалиционного соглашения появился старый-новый пункт.
Если СФР будет создана, для бизнеса мало что изменится.
Да, им придется договариваться не с несколькими проверяющими, а с одним, но договариваться придется. Кроме того, МВД сможет по-прежнему "трусить" бизнес по другим статьям. С учетом украинской специфики не совсем понятно, зачем предоставлять группе людей во главе с генералом Яценюка такие полномочия.
Пункт VII.2.6.14h. Упрощение доступа местных властей к привлечению долгов
Много лет назад Минфин железной рукой запретил местным органам власти выпускать облигации без согласования с Киевом. Этот шаг не спас от дефолта Одессы, но зато не допустил многочисленных "Одесс".
Контроля за расходованием привлеченных долгов не было бы, но обязательства по ним ложились бы на местные бюджеты и перекладывались бы на госбюджет.
Новый пункт в коалиционном соглашении носит характер откровенной подачки местным властям. Известно, что Кабмин регулярно использует деньги регионов на счетах в Госказначействе для финансирования своих расходов. Естественно, они будут рады взять в долг, чтобы тратить деньги по своему усмотрению.
Однако возврат долгов будет закладываться в местные бюджеты, а потом через незамысловатые механизмы за коррупцию и хищения на местах придется платить налогоплательщикам Украины. Особенно забавно будут выглядеть займы, привлеченные властями Донецкой и Луганской областей.
Кто предложил эту норму, неизвестно, но нужно очень хорошо подумать, прежде чем бездумно позволять региональным властям протягивать руку.
Пункты 2.7 "Государственные закупки", 2.8 "Управление госсобственностью и приватизация" и IX.2 "Защита экономической конкуренции" - никаких изменений.
Фото rada.gov.ua |
Лоббизм - это не только продвижение бизнес-интересов. В украинских условиях это и недопущение изменений в наиболее коррумпированных сферах.
В сфере госзакупок, приватизации и работы Антимонопольного комитета автор не обнаружил ни одной революционной нормы. В Украине сохранятся непрозрачные тендеры, и оглашение имен подставных директоров не помешает продолжению перетекания государственных миллиардов в нужные руки.
В сфере приватизации нет обязательного требования проводить максимально открытые торги. Кулуарную норму о привлечении советников к продаже наиболее привлекательных объектов на практике можно трактовать очень свободно.
Что касается АМКУ, то проект коалиционного соглашения не угрожает олигархам, которые подмяли под себя огромные секторы экономики. Ринат Ахметов продолжит оставаться монополистом в металлургии и энергетике, Дмитрий Фирташ - в поставках газа и химии, Игорь Коломойский - в сфере ферросплавов.
Значит, интересы олигархов хорошо представлены во власти, и это правильно. Пока лопоухое население будет слушать страшилки о войне, крупный бизнес при поддержке активистов Майдана продолжит решать сугубо практические вопросы.
Олигарх и чиновник - идеальные избиратели. Они имеют активную позицию, не боятся рисковать, настаивают на своем. Это они не пожалели времени и усилий, прописывая свои интересы в соглашении. Так что все действительно справедливо.
Пункт IX.3. Налоговая профанация
Хотите знать, что изменится в налоговой сфере? Ничего. Задекларированное сокращение количества налогов до девяти - профанация, потому что это не сокращение, а укрупнение. Вместо трех налогов создали один и назвали его немного иначе. Когда дойдет до дела, платить придется все то же и все тем же.
Налоговики себя не забыли. Они попугали НДС-счетами, и теперь бизнес должен считать за счастье жизнь хотя бы без этих азаровских методов.
Можно ли считать налоговой реформой создание единого реестра налоговых разъяснений? Конечно. Выдачу синих тапочек на входе в районные ГНИ нужно обязательно прописать в коалиционном соглашении.
Сейчас налоговики в режиме секретности пишут закон "О трансфертном ценообразовании". Как и предполагала ЭП, вряд ли новая власть захочет искать схемы, через которые олигархи выводят капитал в офшорные компании.
Законопроект, который в свое время протолкнул через парламент Александр Клименко, мог стать очень неплохим для государства. В него нужно было внести несколько правок, и механизм заработал бы на бюджет.
Видимо, владельцы крупного бизнеса решили снять проблему радикально. Они запустили процесс написания нового закона, который потом будут долго мусолить в парламентских комитетах, выхолащивая его до состояния швейцарского сыра.
Впрочем, персональная ответственность налоговиков, налоговая амнистия с 1 января 2016 года и снижение единого социального взноса до 18% - идеи уместные.
IX.7. Упрощение разрешительной документации в строительстве
Девелоперы всей Украины должны стоя аплодировать этому пункту. Ведь огромные объемы взяток платятся чиновникам на местах как раз за разрешительную документацию и землеотвод.
Только вот странным образом в проекте коалиционного соглашения не прописано усиление ответственности застройщиков за обман клиентов.
"Элита-центр" - это лишь вершина айсберга мошеннических операций, которые проводятся при строительстве. Нынешнее законодательство имеет множество лазеек, которые позволяют собрать миллионы долларов с доверчивых "инвесторов" и скрыться с ними в неизвестном направлении.
Отдельный и также забытый пункт, который нуждается в регулировании, - это качество строительных работ и используемых материалов.
Фото rada.gov.ua |
О массовой экономии в этой сфере сами застройщики говорят вполголоса. За приличный "откат" можно договориться с архитектурной инспекцией о том, чтобы заложенные в проект нормы в процессе строительства не выдерживались.
Кто лоббировал столь однобокое облегчение, остается лишь догадываться. Не секрет, что первым заместителем киевского мэра является Игорь Никонов - владелец строительной компании "К.А.Н. девелопмент". Вполне может быть, что вдохновителем правок был он. Хотя, конечно, девелоперов во власти хватает.
XI.1. Упрощение создания земельных банков агрохолдингов
Нет ничего плохого в том, что в Украине формируются агрохолдинги. Благодаря тому, что продажа земли официально запрещена, крупные земельные банки давно оформлены за счет механизма долгосрочной аренды с правом выкупа.
Отсюда и некоторые пункты в коалиционном соглашении, которые снимают ненужное напряжение для земельных олигархов.
Кто лоббировал данные нормы, также остается лишь предполагать. В Украине много владельцев крупных наделов: Олег Бахматюк, Андрей Веревский, Алексей Вадатурский и, кстати, первый замглавы Администрации президента Юрий Косюк, который все еще владеет "Мироновским хлебопродуктом".
Указанные выше нормы - лоббистские. Не стоит вкладывать в слово "лоббизм" негативную оценку, оно лишь констатирует влияние лендлордов на власть.
Источник latifundist.com |
Получив описанный выше инструмент, агрохолдинги смогут сформировать твердые лоты земель, и привлекать под них заемный капитал в больших объемах. А может, даже продавать свои хозяйства иностранцам. Вот и механизм для этого.
По большому счету, это правильно. Украина - потенциально мощный игрок на мировом продовольственном рынке, и ей нужны механизмы для закрепления лидерства. Естественно, без некрасивого лоббизма тоже не обошлось. Вот, к примеру, замечательный пункт о приватизации предприятий Минагропрода.
Не секрет, что научно-исследовательские предприятия Национальной академии аграрных наук имеют приличные земельные банки и в некоторых случаях - неплохую производственную базу.
Означает ли это, что на такие объекты нашелся покупатель? Вполне вероятно. Если так, то цена продажи наверняка не будет высокой, просто исходя из того, что в сфере приватизации особых изменений не будет. Кстати, указанный выше пункт противоречит стремлению государства развивать аграрную науку.
Пункт XII.2. Повышение тарифов на ток и взлет доходов Ахметова
Хитрые формулировки никого не должны вводить в заблуждение. Наверняка здесь поработали лоббисты энергетического монополиста Рината Ахметова.
Логика действий проста. Как только тарифы на электроэнергию станут рыночными, ДТЭК Ахметова станет невероятно рентабельной компанией. Он и сейчас не является убыточным, но будущий взлет капитализации затмит умы даже видавших виды инвесторов.
Однако в коалиционном соглашении нет ни слова о том, что Украина будет отказываться от морально и физически устаревшей тепловой энергетики.
Вот небольшой реверанс в сторону альтернативной энергетики, чтобы сектор не слишком возмущался. Формулировки традиционно смазанные и ничего никому не гарантируют. В отличие от четких обещаний Ахметову.
Наоборот, фраза "введение моратория на предоставление новых льготных цен и тарифов для отдельных отраслей промышленности и потребителей" означает, что вся страна будет терпеливо зарабатывать деньги для Рината Леонидовича.
В каком-то смысле это можно трактовать как "привет" дончанина своему старому "другу" Игорю Коломойскому, который еще с азаровских времен покупает электроэнергию по льготному тарифу.
Нельзя говорить, что это неправильно. Нужно говорить, что другие составляющие бизнеса главы днепропетровской ОГА никто не контролирует, что еще раз подчеркивает разумность его бизнес-стратегии.
Вот еще один "привет" Коломойскому.
Без сомнений, он найдет способ обойти и эти юридические новации.
XII.4. Нефтегазовое лобби добилось снижения ренты
Несколько месяцев назад Минфин добился повышения ренты с добычи газа и нефти частными компаниями. С тех пор со страниц СМИ и экранов ТВ льются горючие слезы "международных инвесторов" и "убыточных компаний".
Возможно, кто-то из них действительно оказался в сложном положении, однако никто из промышленников так и не предоставил прозрачных объяснений, почему новый уровень ренты делает нефте- и газодобычу убыточной.
Зато известно, что лоббисты из этих отраслей испробовали огромное количество вариантов, лишь бы снизить уплачиваемую в бюджет ренту.
Закончилось все тем, что к правительству обратились представители МВФ с просьбой снизить ренту. Как частные добытчики добрались до Вашингтона, не известно, но очевидно, что не без их участия появился следующий пункт.
А вот и другие льготы для них. По всему видно, что в Администрации президента или Блоке Петра Порошенко нашлись неравнодушные люди.
XII.6.5. Ахметов на угольном рынке
Вот еще одна давняя мечта Рината Леонидовича - внедрение биржевой торговли углем и ликвидация ДП "Уголь Украины".
Мечта эта уходит корнями в события двух-трехлетней давности, когда тогдашний "король Донбасса" стал владельцем и концессионером наиболее рентабельных шахт. Весь "неликвид" остался в составе государственного "Угля Украины".
Фото rada.gov.ua |
Последним препятствием для Ахметова оставалась "семья", которая зарабатывала миллиарды на угольных схемах, в том числе на перепродаже топлива из "копанок".
Бороться с гегемонией Александра Януковича олигарх планировал через механизм биржевой торговли, который продвигался якобы как независимый от Ахметова проект. Теперь он на страницах соглашения. Не исключено, что пункт просочился через "Народный фронт", неравнодушный к дончанину.
* * *
По каждому "интересному" пункту коалиционного соглашения в Верховной раде наверняка состоятся недюжинные баталии. Их наличие в документе еще не гарантирует их принятия. Значит, лоббистам еще предстоит убедить депутатов в необходимости их принять, ведь соглашение не имеет обязательного характера.
Больше всего в тексте документа разочаровывает то, что он не является стратегией. Набор "хотелок" является типичным проявлением украинской реальности, которая уже дважды за десять лет заканчивалась Майданами.
Фото на головній: Володимир Гройсман, Петро Порошенко. Фото rada.gov.ua
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.