Псевдоборьба с псевдокоррупцией
Меняются правительства и цвета политических сил, а сайт "Наші гроші" продолжает удивлять любопытствующую публику.
На его страницах - все новые и новые названия малоизвестных фирм-однодневок, выигрывающих тендеры уважаемых министерств и госпредприятий на миллионы.
Возбуждаются десятки уголовных дел, заканчивающихся безрезультатно или сменой незначительного чиновника.
Все это происходит на фоне ужесточения процедур, усиления контроля и непрекращающейся борьбы с коррупцией. Чтобы объяснить этот феномен, нужно понять движущие силы и систему безопасности этого процесса.
Коррумпированные чиновники и руководители госкомпаний - это не скромные служащие, получающие вознаграждение от частных бизнесменов за лояльность. Нет, именно они являются вдохновителями и заказчиками преступных схем в целях личного или корпоративного обогащения.
Исполнителями и организаторами этих схем выступают не бизнесмены. Ни одному реальному бизнесу, у которого есть активы, производство, офисы, работники и долгосрочные цели, не выгодно участие в этих тендерных схемах.
Зато они нужны чиновникам. Эти схемы вмонтированы в систему власти и служат для оплаты услуг других таких же "слуг народа". Исполнителями преступных тендерных схем являются "схемщики" - обычно талантливые и образованные люди, начисто лишенные такой "химеры" как совесть.
Именно они создают и регистрируют фирмы-однодневки - в просторечии "помойки" - и нанимают для их руководства зиц-председателей, готовых даже отсидеть в местах лишения свободы за небольшое вознаграждение.
Фото novanews.com.ua |
Деньги, поступающие на счета этих фирм, распределяются так.
Большая часть превращается в наличные, которые распределяются между заказчиками и организаторами, меньшая - поступает компаниям реального бизнеса.
Важно еще и то, что нашим дивным европейским законодательством о госзакупках не предусмотрена персональная ответственность первых лиц госорганов за нарушения в процессе закупок.
Персональная ответственность заменена коллективной безответственностью тендерных комитетов.
Они также избавлены от необходимости объяснять фантастические цены закупок, ведь победитель предложил "минимальную цену".
Поэтому уважаемые, известные всей стране госслужащие высоких рангов никогда не несли и не будут нести уголовную ответственность за свои деяния. В места лишения свободы попадали и будут попадать только зиц-председатели "помоек".
Если только новая парламентская коалиция, декларирующая приверженность европейским принципам, не внесет два простых изменения.
1. Предусмотрит персональную ответственность должностных лиц за результаты тендеров, а значит - за злоупотребления при госзакупках.
2. Введет обязательное, а не рекомендательное, наличие квалификационных критериев для участников государственных тендеров.
Фото УП |
В нынешней редакции закона о госзакупках, принятой в апреле 2014 года, заказчику запрещено выдвигать какие-либо требования к поставщикам нефти, нефтепродуктов, газа и электроэнергии.
Критерии должны быть следующие: опыт работы, производственная база, обученный персонал, минимальный размер собственного капитала, покрывающий хотя бы часть суммы закупок, собственный офис.
Всего лишь два изменения, и все волшебным образом закончится.
Однако в опубликованном Коалиционном соглашении этих пунктов нет. Зато есть множество очередных технических поправок, оставляющих возможность сайту "Наші гроші" продолжать публиковать удивительные результаты тендеров.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.