Бес валюты
Введение НБУ жестких валютных ограничений - постановление №591, письмо №29-209/53878 - не похоже на продуманную меру. В ином случае регулятор уже бы рапортовал о достигнутом эффекте.
Выбрав классический способ удерживания курса путем валютных ограничений, чиновники недооценили низкий уровень доверия к власти.
Курс национальной валюты "оцифровал" этот фактор.
Что мы имеем? Отсутствие со стороны НБУ качественных разъяснений, игнорирование особенностей секторов экономики или отдельных операций при издании своих нормативных актов, выход НБУ за пределы своих полномочий.
Все это лишь подкрепляет недоверие, наводит на мысль о некомпетентности и организованных спекуляциях в интересах государственных элит.
Неопределенность будущего, война, кризис в экономике создают предпосылки для растущего спроса на иностранную валюту. Вводя на этом фоне жесткие ограничения, НБУ только стимулирует "черный" рынок, подрывает доверие инвесторов и сеет панику среди населения.
Сообщая в прессе, что валютные ограничения уменьшат спрос в пять раз, а отток депозитов остановится, представители НБУ только раздражают людей. Ведь отток депозитов давно произошел, а ограничения на покупку валюты только подогреют спрос на нее на "черном" рынке.
Запретив покупку, невозможно снизить спрос. Запрет инвестиций в зарубежные активы, покупки недвижимости, ценных бумаг, корпоративных прав, расширения своего бизнеса за рубеж не может прекратить эту активность.
Государство долго стремилось к тому, чтобы такие операции осуществлялись легально, а теперь поставило крест на их легализации.
Запретив оплату по ряду внешнеэкономических операций, НБУ не может ни освободить импортеров от выполнения обязательств перед контрагентами, ни решить их проблемы, связанные с необходимостью покупки услуг и товаров.
Речь идет, например, о приобретении за границей давальческого сырья для переработки там же, оплате услуг иностранных консультантов, подрядчиков, проектантов, аудиторов, рекламных агентств, уплате арендных платежей.
Когда под расплывчатую формулировку запрета оплаты по контрактам без ввоза товара в Украину подпадают даже операции по оплате роялти за используемое программное обеспечение, возникает мысль, что речь идет не о низком качестве подготовки документа, а об умышленно заложенной широте интерпретаций.
В любом случае, налицо непрофессиональный подход.
Так же выглядит и блокировка оплаты товара, ввезенного более 180 дней назад. НБУ игнорирует контракты на импорт сложного технического оборудования, которое в полном объеме оплачивается после монтажа и наладки.
Фото aeb.by |
Регулятор фактически выдвигает бизнесу обвинение в фиктивных операциях, направленных на вывод валюты. Иначе как можно объяснить такое грубое вмешательство в хозяйственные отношения? Нелогично, ожидая доверия в собственной валютной политике, посылать сигнал недоверия.
Такой же сигнал НБУ посылает иностранному инвестору, вводя запрет на перечисление сумм от продажи корпоративных прав и дивидендов, а фактически - запрет на возврат инвестиций. Где логика? Рассчитывая на поступления валюты в страну в виде инвестиций, государство нарушает гарантии инвесторов.
Ограничение на перевод прибыли от продажи корпоративных прав и дивидендов противоречит закону о защите иностранных инвестиций, Хозяйственному кодексу, двухсторонним соглашениям Украины о взаимной защите инвестиций. Такая политика может привести к предъявлению исков об убытках.
Очевидно одно: в современной Украине, пораженной масштабной коррупцией, с процветающим теневым сектором и фактическим отсутствием государства классические валютные ограничения времен мировых войн могут не сработать.
Бизнес ищет обходные пути расчетов, планирует операции так, чтобы валютная выручка осталась за пределами Украины. Инвесторы сворачивают проекты, государство теряет налоги. Завтра мы можем увидеть поток судебных исков.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.