Солдатский бизнес
Предприниматели готовы последовать примеру Америки и помочь бывшим солдатам АТО начать свое дело. Однако лишь при поддержке государства.
В заметках о Первой мировой войне Илья Эренбург упоминает об инвалидах "с лицами, изуродованными огнеметами, которых не выпускали из французских госпиталей, потому что они слишком пугали встречных".
Война на востоке Украины продолжается, и в наших госпиталях уже немало бойцов, которые из-за ранений не смогут вернуться на передовую.
Однажды я вблизи наблюдал, как банковское учреждение реализовывает программу трудоустройства людей с ограниченными возможностями.
Все выглядело формально и даже унизительно. Это была не работа. Выполняя норму законодательства, нанятых заставили перекладывать бумажки.
Совсем иначе трудятся инвалиды и ветераны в Соединенных штатах. За последние годы в США именно ветераны войны стали самой быстрорастущей группой покупателей готовых моделей бизнеса - так называемых франшиз.
Это логично: отдав долг родине в Ираке или Афганистане, солдаты возвращаются домой, подсчитывают гонорары и присоединяются к программе VetFran. Эта программа стартовала в 1991 году. Ее автор Дон Двайер первым решил помочь тем, кто вернулся с войны в Персидском заливе, начать свой бизнес.
С 2002 года VetFran спонсируется Международной ассоциацией франчайзинга IFA. Разумеется, ветеранам, покупающим франшизы, предлагается скидка. Иногда она может составлять несколько тысяч долларов.
К сожалению, у наших демобилизованных солдат на счету гонораров нет. Значит, реализовать такой проект в Украине возможно только при участии финансовых организаций - банков, которые будут кредитовать под государственные гарантии. Также могут появиться частные инвестиционные фонды.
Если государство поддержит проект, к нему присоединятся многие украинские франчайзинговые сети. Не только потому, что все они патриоты или хотят заработать репутационные баллы. Им самим выгодно увеличивать число торговых точек. Это могут быть не только предложения "строго для военных".
Фото mil.gov.ua |
Американские ветераны открывают бизнес в самых разных сферах. У нас, естественно, никто из ветеранов не сможет открыть ресторан за 200 тыс долл. Однако на украинском рынке есть много франшиз с инвестициями от 3 тыс долл до 5 тыс долл. В основном это бизнесы в сферы питания и услуг.
Хотя при желании можно уложиться и в пару сотен долларов и продавать, например, по франшизе мобильные SIM-карты.
Помню интервью бывшего американского военного Джима Брауна, принимавшего участие в операции "Буря в пустыне", итальянской телекомпании RAI. Солдат подтверждал, что США в 1991 году сбросили атомную бомбу около Басры.
Чтобы ветераны войны не разгуливали по телеканалам и не разглашали военные тайны, а создавали рабочие места, в Америке и был придуман VetFran. Надеюсь, украинские власти сделают выводы, и эта колонка станет отправной точкой для общественного обсуждения программы помощи ветеранам АТО.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.